Зря равняемся на Европу

Русский бизнес
Сельское хозяйство
«Эксперт» №10 (842) 11 марта 2013
Новый механизм поддержки растениеводства, введенный с начала года, хорошо адаптирован к требованиям ВТО. Однако он имеет множество технических изъянов, сомнительный социально-экономический эффект и приведет к снижению уровня поддержки отрасли
Зря равняемся на Европу

Власти меняют принципы поддержки сельского хозяйства. Теперь субсидии станут выделять в расчете на единицу продукции или сельхозугодий. В нынешнем году инициатива внедряется в растениеводстве, где основная часть средств теперь будет распределяться в расчете на гектар посевов. Подобный подход был анонсирован еще летом прошлого года, но в последние месяцы были обнародованы его конкретные детали. Если применение пилотного инструмента окажется удачным, власти рассчитывают распространить его и на другие отрасли, в частности на животноводство.

Использование нового инструмента поддержки сельского хозяйства дает России весомый козырь в рамках Всемирной торговой организации, однако этим его достоинства, кажется, и исчерпываются.

Новый механизм

В 2013 году вступает в действие новая Государственная программа поддержки сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года. С точки зрения объема и внутренней структуры (см. график 1) она схожа с аналогичным документом, который действовал с 2008-го по 2012 год, однако инструментарий выделения средств на одном из ключевых направлений меняется радикально.

Около половины средств на поддержку растениеводства теперь будет распределяться через совершенно новый для России инструмент — погектарные субсидии. Еще в июле прошлого года министр сельского хозяйства Николай Федоров заявил: «Мы постепенно отступаем от прежних форм прямого субсидирования, переходя к поддержке повышения доходности сельхозпроизводителей». Судя по множеству аналогичных высказываний федеральных чиновников, включая первых лиц страны, применение нового инструментария стало консенсусным решением властей.

Механизм поддержки таков. Федеральный (в основном) и региональный бюджеты выделяют деньги на погектарные субсидии региону, общая величина которых формируется из двух составляющих. Часть средств из федерального бюджета выделяется на поддержание минимальной ставки субсидий только на основе площади посевов. Другая часть, которую называют стимулирующей, рассчитывается с учетом интенсивности сельхозпроизводства и почвенного плодородия в регионе, то есть ее величина варьируется в зависимости от качественных параметров пашни.

В 2013 году на минимальную ставку субсидии будет направлена основная часть федеральных средств (60%), ее величина составит 125 рублей на гектар. Интенсивность растениеводства будет рассчитываться на основе общего урожая сельхозкультур в регионе, которые приводятся к зерновым единицам (коэффициенты пересчета ведомство опубликовало в феврале этого года, см. график 2). Ну а методика бонитировки сельхозугодий действует уже давно. В этом году на оба механизма Минсельхоз получит из федерального бюджета 15,2 млрд рублей, к 2020 году сумма увеличится до 37,6 млрд рублей.

«Часть денег для формирования погектарных субсидий должны выделить региональные бюджеты, — рассказывает руководитель группы субсидирования и страхования группы “Разгуляй” Марат Ханбиков. — Но как они будут определять ставки поддержки и с чем будут ее увязывать, не ясно. В регионах со