Сладкий хлеб милосердия

Книги
Христианство
«Эксперт» №13 (845) 1 апреля 2013
Сладкий хлеб милосердия

Воспоминания Энцо Бьянки, основателя монастырской общины в Бозе, доктора honoris causa Туринского исследовательского университета, перемещают нас в атмосферу маленькой итальянской деревни середины XX века. В центре внимания простые вещи, основа повседневной жизни людей (хлеб, виноградная гроздь, вино), столь значимые для культуры всех времен, а для христианства — особенно.

Энцо Бьянки осмысляет привитое ему в раннем детстве отношение к пище как к дару, как к символу объединения людей, размышления и благодарной молитвы. «Разделять трапезу — желание соединить свою жизнь с жизнью сотрапезника. Потому что в приготовлении, разделе и приеме пищи празднуется таинство жизни». Деревенский уклад учит вдумчивого человека видеть в каждом явлении природы скрытое Божественное послание. Даже обычный сельский огород может стать для него «великой метафорой духовной жизни». Образы зерна и хлеба, картины обрезки виноградной лозы и приготовления пищи с детства сопровождают крестьянина, постепенно раскрывая свою евангельскую символику и глубину.

Первым монахам общины Бозе, как и самому автору воспоминаний, были хорошо знакомы тяготы деревенской жизни. О ее бедности и чуде напишет потом поэт Доменико Чарди: «Мы знали горечь хлеба и его отсутствие в длинной тьме ночей. // Но порой неожиданно легкий ворон прибывал, // оставляя сладкий хлеб милосердия...» Милости, милосердия ждем мы друг от друга; это то, что может дать каждый, невзирая на бедность.

Чуткому отношению к другим с детства учился Энцо Бьянки у простых людей, «великих учителей человечности», — именно о них он рассказывает в последних главах книги.

«Ты должен носить бремена других, радоваться с радующимися и плакать с плачущими».

Бьянки Энцо. Хлеб вчерашнего дня. — М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. — 120 с