Возвращение итальянцев

Культура
Новости
«Эксперт» №13 (845) 1 апреля 2013
Возвращение итальянцев

«Выставка одной картины» — хороший способ рассмотреть все нюансы живописного шедевра не отвлекаясь и не спеша. В рамках Года Италии в России в 2011 году подобные выставки в Москве и Санкт-Петербурге были одной из составляющих программы и пользовались большим успехом — в Пушкинском музее показали картины Рафаэля, Джованни Беллини и Караваджо, а в Эрмитаже — Джорджоне из разных итальянских музеев. В нынешнем году такие выставки решили возобновить. Первым в Москву привезли «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» кисти флорентийского мастера XVI века Аньоло Бронзино из пинакотеки Брера в Милане. По наблюдению итальянцев, живопись чинквеченто пользуется у нас наибольшим интересом.

Бронзино известен прежде всего как выдающийся портретист. Его работы отличает такая точность в изображении мельчайших деталей, умение средствами живописи передать мягкость ткани и сияние драгоценных камней, что по ним можно изучать историю костюма, а итальянский посол Антонио Дзанарди Ланди на открытии выставки в шутку назвал художника «фотографом моды XVI века». Однако доблестный генуэзский адмирал Андреа Дориа представлен на портрете в образе античного героя. В его аллегорическом изображении костюма нет вовсе, а обнаженный торс слегка прикрыт корабельным парусом. Подобных портретов в творчестве Бронзино всего два. Второй изображает князя Козимо Медичи в образе Орфея. Интересно, что образцом для художника явно служила знаменитая скульптура Микеланджело «Давид», стоявшая в то время на главной площади Флоренции. Это видно по торсу, правой руке и повороту головы — стоит сравнить их, заглянув в Итальянский дворик Пушкинского музея.

Следом за Бронзино до конца года к нам обещают привезти работы Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческо и Тициана.