Лучше поздно, чем никогда

Русский бизнес
Москва, 22.04.2013
«Эксперт» №16 (848)
В России будет построен еще один новый крупный шинный завод, на этот раз — от мирового лидера, японской компании Bridgestone, ранее упорно отрицавшей наличие планов выхода на российский рынок в качестве производителя

Фото: EPA

Мировой шинной отраслью правит так называемая большая тройка: на долю японской Bridgestone, французской Michelin и американской Goodyear приходится свыше 40% мирового рынка шин. В России из этих трех гигантов со своими локализационными проектами до последнего времени присутствовала только Michelin.

И вот 12 апреля этого года Bridgestone заключает инвестиционный договор с корпорацией Mitsubishi, правительством Ульяновской области и Корпорацией развития Ульяновской области о строительстве в регионе крупного шинного завода. Предприятие Bridgestone Tire Manufacturing C.I.S. разместится на участке площадью 81 га на территории промышленной зоны «Заволжье». Контроль над ним, естественно, получит Bridgestone, у Mitsubishi будет 10% капитала.

Общая сумма инвестиций в проект составит 12,5 млрд рублей. Предполагается, что завод будет запущен в первом полугодии 2016 года, а к 2018-му выйдет на полную производственную мощность. К тому моменту выпуск шин на нем должен составлять 12 тыс. штук в сутки, то есть порядка 4 млн в год. По этому показателю компания выйдет на второе-третье место в России среди иностранных производителей, уступив лишь Nokian Tyres (14 млн шин).

В свою очередь, Ульяновская область получит едва ли не крупнейший в постсоветской истории инвестиционный проект. Шинное производство должно будет дать 800 новых рабочих мест и, как водится, получит от области ряд льгот. Речь идет об освобождении предприятия от всех региональных налогов на протяжении первых десяти лет работы.

По словам руководителя Корпорации развития Ульяновской области Дмитрия Рябова, приход японских шинников не был спонтанным решением: «Переговоры с инвесторами мы начали в 2011 году. За это время совместная делегация двух компаний посетила регион шестнадцать раз. Была проведена целая серия работ, сделан тщательный анализ земельного участка. Сейчас идет процесс открытия в регионе филиала».

И это своего рода прорыв. Ведь ранее Bridgestone не спешила открывать свои производства в России, представители компании даже отрицали существование подобных планов, ссылаясь на невозможность выдержать в России должное качество продукции.

Брезгливость до добра не доведет

Скорее всего, апелляции к качеству были своего рода «отмазкой», попыткой замаскировать ошибочную стратегию компании. Хотя по итогам 2012 года Bridgestone оказалась крупнейшей шинной компанией мира (около 17% мирового шинного рынка, см. график 1), на российском рынке дела у нее не заладились. По оценке компании «Кордиант», за 2012 год доля Bridgestone в России составила всего лишь около 5% (см. график 2). И если лет пять назад на это можно было не обращать особого внимания, то в последние годы ситуация резко изменилась.

В Европе и США шинный рынок стагнирует. По итогам прошлого года продажи шин на европейском рынке даже сократились на 14%. В чем-то это было вызвано текущими экономическими трудностями, но в немалой степени и объективным насыщением рынка. Уровень автомобилизации в развитых странах превысил 500–600 автомобилей на

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (848) 22 апреля 2013
    Борьба с офшорами
    Содержание:
    Деньгам некуда бежать

    Нетерпимое отношение к уклонению от уплаты налогов с помощью офшоров становится элементом нового политического консенсуса развитых стран

    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама