MILI дает деньги «до зарплаты». Дорого

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №19 (850) 13 мая 2013
Российский аналог американской системы Pay Day Loan кредитует под 900% годовых
MILI дает деньги «до зарплаты». Дорого

ключевой момент принятия решения об открытии бизнеса: новые возможности в области розничного кредитования - появилось регулирование

образование (у всех): MBA, МШУ Сколково, MIT
сфера деятельности: кредитование
 

стартовые вложения: февраль 2012 -  $ 100 000 бизнес-ангел; май 2012- $ 200 000 частный инвестор; сентябрь 2012 - $ 850 000 частный инвестор

До 30 тыс. рублей, до 30 дней. В течение нескольких минут с минимумом документов. Онлайн. Но под бешеные проценты — от 2% в день (700–900% годовых). Микрозаймы — золотая жила для кредитных организаций. Неудивительно, что в этот сегмент пытаются зайти многие предприниматели. Но, как и бывает с лакомыми кусками, риски тут тоже высокие и зачастую возникает «эффект мышеловки». Впрочем, три выпускника сколковского МБА — Георгий Белоцерковский, Леван Назаров и Грант Алавердян — все же решили попытать счастья. В начале 2012 года они запустили проект MILI, аналог американской системы Pay Day Loan — кредитного продукта «до зарплаты». В США взять микрозаем — дело привычное и не более сложное, чем покупка гамбургера. Но там работают два драйвера: кредитная история и то, что в момент получения денег заемщик выписывает чек на компанию-работодателя, которая может списать сумму возврата с его зарплаты. В России нет ни того, ни другого. Как нет и привычки брать взаймы у банка. Скорее человек, не рассчитавший средства, обратится за небольшой суммой к друзьям.

Перспективы рынка

Однако с распространением интернета появился спрос на онлайн-кредиты, и ситуация начала меняться. Большие суммы таким образом точно не получить. А вот микрозаймы — вполне реально. «Рынок микрокредитования в России только набирает обороты. По итогам 2011 года этот сегмент вырос на 34 процента, а по итогам 2012-го — уже на 40 процентов: спрос велик. И сейчас как раз образуются микрофинансовые организации, предлагающие такие кредиты», — оценивает перспективы сегмента аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.

Главная проблема — даже при наличии растущего спроса — это нехватка информации о заемщике и, соответственно, большая вероятность ошибки. А главные конкурентные преимущества — не только стоимость кредита, но и количество необходимых документов, доступность филиалов финансовой организации и скорость получения займа.

«О человеке можно судить по его друзьям»

Считается, что существует корреляция между определенными социальными данными — такими, к примеру, как возраст, наличие высшего образования, детей, срок работы на одном месте, отношение к браку, — и добросовестностью заемщика. Поэтому основатели MILI решили воспользоваться повальным увлечением граждан соцсетями, где выкладывается вся личная информация. «Мы начали использовать альтернативные источники и математические модели, которые покажут, какие профили людей в соцсетях склонны к дефолту, а какие — к добросовестному возврату денег», - говорит партнер MILI Леван Назаров. Сегодня воспользоваться кредитом может только пользователь одной из трех наиболее популярных в России сетей. Ничего против