Промедление поневоле

Спецвыпуск
«Эксперт» №19 (850) 13 мая 2013
Впервые после кризиса российский ИКТ-рынок сбавил темпы роста. Борьба компаний за место под солнцем будет обостряться, и это создает условия для череды слияний и поглощений в отрасли

По итогам 2012 года объем реализации крупнейших компаний — участниц ренкинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» составил 453 млрд рублей, что на 21,5% больше, чем по сопоставимым данным за 2011 год. Это первое ухудшение динамики развития с момента последнего экономического кризиса. В предыдущие годы выручка участников ренкинга устойчиво росла: прирост в 2010 году составил 27,5%, в 2011-м — 30,7%.

Замедление темпов роста доходов ведущих ИКТ-компаний происходит на фоне общей инвестиционной стагнации в стране. По данным Росстата, рост объема инвестиций в нефинансовые активы в России в 2012 году был почти в пять с половиной раз ниже, чем годом ранее. Не слишком оптимистичные для ИКТ-компаний наблюдения: частный бизнес стал более экономно подходить к затратам на ИТ, а компании с госучастием охотно отдают заказы своим структурам. Дошло до того, что в конце 2012 года крупнейшие российские системные интеграторы обратились в Минкомсвязи, отметив «опасность для рынка в целом практики инсорсинга, получившей распространение среди крупных предприятий с участием государства». В то же время исполнительный директор ЛАНИТ Владимир Грибов считает, что материнские компании, теряя контроль над эффективностью расходов и ценообразованием, вновь начнут привлекать независимые компании, приводя пример ТНК BP, которая в 2012 году отобрала часть функций у инсорсера «ТБ-информ».

Примечательно, что представители ИКТ-отрасли обратились к государству с просьбой защиты от «карманных» компаний в то время, когда само государство активно рапортовало о наведении порядка в сфере госзакупок. Именно в 2012 году вступили в силу положения 223-ФЗ, делающие более прозрачными закупки госкорпораций и компаний с государственным участием. На очереди оптимизация закупок органов власти на фоне перехода к Федеральной контрактной системе (ФКС), которая придет на смену вызывающему много нареканий 94-ФЗ.

Однако повышение прозрачности регулируемых закупок, по словам участников рынка, пока не дает ощутимого эффекта — законодательство совершенствуется медленно, и круг нерешенных проблем в сфере госзакупок в области ИТ остается обширным. Положения вступившего в силу в январе 2012 года 223-ФЗ коснулись деятельности лишь небольшой части заказчиков — компаний, доля государства в которых превышает 50%. Притом что польза от этого закона определенно есть: процесс закупок стал более публичным и открытым, отмечают в компании ЛАНИТ. «До появления 223-ФЗ получить от заказчиков информацию о планах закупок, о самих закупках, ознакомиться с положением дел для многих поставщиков, особенно только пробующих свои силы на новых рынках сбыта, было нетривиальной и трудоемкой задачей. С вводом 223-ФЗ публикация на общедоступном ресурсе актуальной и достоверной информации о закупках стала обязательной», — говорит Владимир Грибов.

Анализируя же вступающий в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

Методика ренкинга «Российские ИКТ»

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составляет список крупнейших ИТ-компаний по итогам каждого года. В ренкинге «Российские ИКТ» может принять участие любая компания (группа), зарегистрированная на территории РФ и осуществляющая деятельность в сфере информационных и коммуникационных технологий: производство компьютерного, офисного, коммуникационного оборудования и оборудования для передачи данных; разработка программного обеспечения; услуги в области ИТ и телекоммуникаций; дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов.

Критерием ранжирования участников в списке является показатель выручки компании (группы) от ИКТ-деятельности за исследуемый период. Дополнительный критерий ранжирования — показатель выручки по направлениям ИТ-деятельности. Для участия нужно заполнить и отправить электронную анкету, а также бланк подтверждения основных сведений по электронной почте на адрес «Эксперт РА». Для подтверждения сведений о выручке необходимо предоставить копию бухгалтерской отчетности за требуемый период.

В зависимости от предоставленных сведений, подтверждающих объем выручки, в ренкинговой таблице отражается уровень доверия к присланным компанией данным. Максимальный уровень доверия (I) получают компании, предоставившие отчетность с аудиторским заключением, высокий уровень (II) — компании, предоставившие отчетность за требуемый период, средний (III) — компании, указавшие в анкете примеры своих крупнейших клиентов за отчетный период. Удовлетворительный (IV) уровень получают компании, не предоставившие вышеперечисленные сведения, за исключением анкеты и бланка подтверждения.

Более подробные условия участия в ренкинге «Российские ИКТ», а также методика проекта и архив доступны на сайте http://www.raexpert.ru.