Хрупкая сила среднего бизнеса

Вопреки общему мнению большая часть производимых в стране товаров и услуг создается на предприятиях, относящихся к среднему бизнесу. Поэтому политика, адаптированная под его возможности, ресурсы и цели, является решающим фактором успеха или неуспеха национального развития. Однако сейчас российский средний бизнес неустойчив к внешним и внутренним вызовам
Хрупкая сила среднего бизнеса

В марте 2008 года «Эксперт» опубликовал* первое в стране исследование средних компаний — одного из главных, но практически не изученных отрядов национального бизнеса. Пять лет спустя, прожив годы в условиях депрессии, мы решили посмотреть, как средний бизнес выглядит сейчас.

 

Что такое средний бизнес

Начнем вновь «от печки». Что следует понимать под средним бизнесом? Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России и разные подзаконные акты относят к средним компании с числом занятых от 101 до 250 человек и выручкой от 400 млн до 1 млрд рублей. Основная направленность закона — выделение круга сравнительно небольших по размерам предприятий, имеющих право на государственную поддержку. И в качестве юридической нормы, решающей эту задачу, он выглядит разумным. Однако в экономическом смысле, в качестве способа определения самостоятельного класса компаний, он явно не выдерживает критики. Большинство отечественных предприятий с выручкой свыше 1 млрд рублей (а это всего лишь 32–33 млн долларов), то есть номинально перешедших из разряда средних в крупные, таковыми себя вовсе не чувствуют. Вступая в прямую конкуренцию с транснациональными корпорациями, имеющими оборот в десятки, а то и сотни миллиардов долларов, такие фирмы, скорее, ощущают себя средними рыбешками в окружении акул. Так же выглядят они и на фоне отечественных гигантов. Таким образом, чтобы выделить объект исследования корректно, мы должны сделать это сами.

Для выделения настоящего среднего бизнеса мы используем так называемый ранг-размер-анализ. Этот метод позволяет избежать установления искусственных рамок и выделить из общей базы данных объекты, обладающие внутренним единством. В ходе анализа всем фирмам из имевшейся в нашем распоряжении базы данных (см. «Источники данных» ниже) был присвоен ранг в зависимости от их выручки — самая большая была ранжирована как № 1, следующая по размерам как № 2 и т. д. А потом оба параметра (размер выручки и ее порядковый номер или ранг внутри всей совокупности фирм) были нанесены на один график. Как утверждает теория, при графическом (в логарифмических осях) отображении данных, упорядоченных подобным образом, объекты одинаковой природы оказываются лежащими на одной прямой.

Результаты ранг-размер-анализа, с одной стороны, очень наглядны (см. график 1): кривая, сформированная из точек, каждая из которых соответствует одной из 66,3 тыс. российских компаний, имеет четко выраженную серединную часть, исключительно точно совпадающую с прямой линией. А сверху (в зоне крупных размеров выручки) и снизу (в зоне низких размеров) она, напротив, резко изгибается, уходя от прямой. Вполне логично интерпретировать серединную часть кривой, состоящую, как оказалось, из 39,5 тыс. компаний, как средний бизнес.

По результатам ранг-размер-анализа средний бизнес занимает диапазон выручки от 200 млн до 20 млрд рублей**. Не слишком ли высока верхняя граница? На самом деле, при всей непривычности для России, полученный нами результат поразительно точно укладывается

* Виньков А., Гурова Т., Полунин Ю., Юданов А. «Делать средний бизнес», «Эксперт», № 10 (599), 10–16 марта 2008 г.

** Именно такой интервал является однородным для среднего бизнеса по критерию «логарифм выручки — логарифм ранга», что подтверждается не только визуально, но и при использовании набора регрессионных моделей для анализа ситуаций выхода невязок моделей за «две сигмы».

Источники данных

Источником информации послужила выборка компаний, любезно, по специально написанной программе сформированная специалистами «СПАРК — Интерфакс» (Система профессионального анализа рынков и компаний) для «Эксперта». Мы попросили включить в нее данные обо всех компаниях, которые с 1999-го по 2011 год хотя бы один год имели выручку свыше 200 млн рублей. Это позволило отслеживать не только рост, но и деградацию/смертность всех фирм, когда-либо достигавших значимых размеров (в том числе эволюцию быстрорастущих фирм-«газелей»), что невозможно при использовании обычных выборок. Ведь компания, некогда бывшая значительной (например, имевшая выручку 1,7 млрд рублей в 2003 году), но к концу периода сократившаяся в размерах ниже пороговой величины (скажем, не заработавшая в 2011 году даже 200 млн рублей), в обычные базы данных не попадает, а в нашей присутствует.

Второе требование — компании должны существовать не менее трех лет. Это условие служило как защита от засорения информации фирмами-однодневками. Общее число разновременно действовавших компаний в базе данных оказалось чуть больше 113 тыс. Максимальное число компаний, существовавших в одном году, составляет порядка 60–70 тыс., и это достаточно весомое представительство. Мы глубоко благодарны специалистам СПАРК — без их высокопрофессиональной поддержки анализ был бы беднее.