Безопасность по требованию

Спецвыпуск / Интернет-банкинг Объем банковских онлайн-платежей россиян в 2012 году увеличился в полтора раза, однако привлекать клиентов лишь новыми функциями становится все труднее. Пользователи ждут от дистанционного банковского обслуживания большей защищенности, к этому же банкиров подталкивает Банк России
Фото: photogenica.ru

Клиенты банков все чаще используют дистанционные банковские сервисы в повседневной жизни. На объеме рынка онлайн-платежей позитивно отражаются как маркетинговые кампании банков, так и непрерывное совершенствование функциональной начинки систем интернет-банкинга. Активность пользователей обуславливает и общая тенденция к увеличению объемов их накоплений в кредитных организациях, наряду с активизацией банками потребительского кредитования. Все это поспособствовало росту спроса на услуги дистанционного доступа к счетам.

В 2012 году каждая третья банковская транзакция физлиц совершалась через интернет (+4 п. п. по сравнению с 2011 годом). Доля удаленных платежей в общем объеме транзакций увеличилась до 12%, в то время как на протяжении 2009–2011 годов этот показатель составлял 8–9%. Замедление роста числа интернет-платежей (см. график 1), с одной стороны, обусловлено постепенным исчерпанием эффекта низкой базы, а с другой — значительной конкуренцией со стороны платежных терминалов. По оценкам «Эксперт РА», более 35% всех платежей физических лиц осуществляются именно с их использованием.

Средние и передовые

Как и прогнозировал «Эксперт РА», рост функциональности в прошлом году обеспечили в основном системы интернет-банкинга второго эшелона, а не передовые дистанционные сервисы, в которых основной функционал и обширная база получателей платежей уже были реализованы годом ранее. К началу 2013 года существенно выросла доля банков, предоставляющих возможность оплатить посредством интернет-банкинга штрафы ГИБДД (+14 п. п.), приобрести железнодорожные (+17 п. п.) и авиабилеты (+10 п. п.), совершить платеж в погашение кредита, взятого в другом банке (+9 п. п.). Для банков же с более совершенными системами дистанционного обслуживания следующим шагом стало внедрение упрощенного формата проведения платежей (например, SMS-банкинга или облегченного решения внутри интернет-банкинга) и демонстрационного режима доступа к интернет-банку. В частности, такие услуги предоставляют система HandyBank, Альфа-банк и Уральский банк реконструкции и развития.

В 2012-м — начале 2013 года передовые банки в поисках новых конкурентных преимуществ на рынке интернет-банкинга один за другим обновляли интерфейсы своих систем. Переработке подверглись системы Сбербанка России, Альфа-банка, ТКС-банка и других крупных игроков рынка дистанционных услуг. Прежде всего они стремились сделать интерфейсы своих онлайн-систем более дружественными: например, ТКС-банк реализовал в своей системе ДБО виджеты (блоки данных), которые пользователь может настроить под себя, а Альфа-банк добавил в интерфейс панель избранных платежей.

По сравнению с прошлым годом топ-5 рейтинга почти не изменился: по-прежнему с заметным отрывом лидирует мультибанковская система HandyBank. Следом идут Банк24.ру и Альфа-банк. Четвертое место на этот раз заняла финансовая группа «Лайф», значительно нарастившая функциональные возможности своего интернет-банкинга. Замыкает пятерку лидеров, как и в 2012 году, система Faktura.ru.