Москва, 30.06.2016

Безопасность по требованию

Спецвыпуск / Интернет-банкинг Объем банковских онлайн-платежей россиян в 2012 году увеличился в полтора раза, однако привлекать клиентов лишь новыми функциями становится все труднее. Пользователи ждут от дистанционного банковского обслуживания большей защищенности, к этому же банкиров подталкивает Банк России
Фото: photogenica.ru
  1. В чьих руках символическая власть
    Редакционная статья
  2. Они не равны
    Развернувшаяся околоисторическая дискуссия выявила, насколько неустойчивы основания современной российской государственности
  3. Будем ли мы строить нацию?
    Историческое окно возможностей для построения национального государства в России еще не закрыто. Конечно, методы, использовавшиеся для этого ранее, сегодня неприемлемы, однако для решения задачи есть современные инструменты.


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Клиенты банков все чаще используют дистанционные банковские сервисы в повседневной жизни. На объеме рынка онлайн-платежей позитивно отражаются как маркетинговые кампании банков, так и непрерывное совершенствование функциональной начинки систем интернет-банкинга. Активность пользователей обуславливает и общая тенденция к увеличению объемов их накоплений в кредитных организациях, наряду с активизацией банками потребительского кредитования. Все это поспособствовало росту спроса на услуги дистанционного доступа к счетам.

В 2012 году каждая третья банковская транзакция физлиц совершалась через интернет (+4 п. п. по сравнению с 2011 годом). Доля удаленных платежей в общем объеме транзакций увеличилась до 12%, в то время как на протяжении 2009–2011 годов этот показатель составлял 8–9%. Замедление роста числа интернет-платежей (см. график 1), с одной стороны, обусловлено постепенным исчерпанием эффекта низкой базы, а с другой — значительной конкуренцией со стороны платежных терминалов. По оценкам «Эксперт РА», более 35% всех платежей физических лиц осуществляются именно с их использованием.

Средние и передовые

Как и прогнозировал «Эксперт РА», рост функциональности в прошлом году обеспечили в основном системы интернет-банкинга второго эшелона, а не передовые дистанционные сервисы, в которых основной функционал и обширная база получателей платежей уже были реализованы годом ранее. К началу 2013 года существенно выросла доля банков, предоставляющих возможность оплатить посредством интернет-банкинга штрафы ГИБДД (+14 п. п.), приобрести железнодорожные (+17 п. п.) и авиабилеты (+10 п. п.), совершить платеж в погашение кредита, взятого в другом банке (+9 п. п.). Для банков же с более совершенными системами дистанционного обслуживания следующим шагом стало внедрение упрощенного формата проведения платежей (например, SMS-банкинга или облегченного решения внутри интернет-банкинга) и демонстрационного режима доступа к интернет-банку. В частности, такие услуги предоставляют система HandyBank, Альфа-банк и Уральский банк реконструкции и развития.

В 2012-м — начале 2013 года передовые банки в поисках новых конкурентных преимуществ на рынке интернет-банкинга один за другим обновляли интерфейсы своих систем. Переработке подверглись системы Сбербанка России, Альфа-банка, ТКС-банка и других крупных игроков рынка дистанционных услуг. Прежде всего они стремились сделать интерфейсы своих онлайн-систем более дружественными: например, ТКС-банк реализовал в своей системе ДБО виджеты (блоки данных), которые пользователь может настроить под себя, а Альфа-банк добавил в интерфейс панель избранных платежей.

По сравнению с прошлым годом топ-5 рейтинга почти не изменился: по-прежнему с заметным отрывом лидирует мультибанковская система HandyBank. Следом идут Банк24.ру и Альфа-банк. Четвертое место на этот раз заняла финансовая группа «Лайф», значительно нарастившая функциональные возможности своего интернет-банкинга. Замыкает пятерку лидеров, как и в 2012 году, система Faktura.ru.

Методология рейтинга функциональности систем интернет-банкинга

В этом рейтинге мы оценили возможности (функции) и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, включающему наибольший набор функций.

Анализ проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (вес 38%), внутренние операции и сервисные функции (40%), информационная и финансовая безопасность (22%).

Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения.

Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба.

Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияния на место банка в рейтинге.

Ответы на количественные вопросы нормировались и сглаживались для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ «да» или «нет»).

При формировании рейтинга в апреле 2013 года учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались. В их числе, например, наличие демонстрационного режима работы и функции SMS-банкинга. Корректировки в методике незначительны, поэтому методики сопоставимы.

Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По ее результатам ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.  

Объемная доля банковских операций населения через интернет растет
SMS-код остается наиболее распространенным способом идентификации


Читать все комментарии

ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы