Куда ведут российские дороги

Русский бизнес
Дорожное строительство
«Эксперт» №21 (852) 27 мая 2013
Путь к инновациям в отечественной дорожно-строительной отрасли не менее ухабист, чем сами российские дороги. Для реализации эффективной национальной транспортной стратегии денег у государства в достатке. Не хватает четкой постановки целей и ясного видения горизонтов развития.
Куда ведут российские дороги

Если ситуация в дорожном строительстве не переменится, «на выполнение Транспортной стратегии до 2030 года в части расширения сети автодорог с 900 тысяч километров до 1,3 миллиона километров потребуется более 150 лет», прогнозируют контролеры Управления делами президента РФ. Причем недофинансирование отрасли уже не главная беда. Да, мы по-прежнему тратим на строительство и ремонт автодорог меньше других крупных мировых держав: 1% ВВП против, например, 3% в бюджете Китая. Но, как заявил недавно Владимир Путин, проблема скорее в том, что не удается эффективно освоить уже выделенные государством средства.

Представьте себе, что Правила дорожного движения предоставляют все возможные преимущества гужевому транспорту и ограничивают права владельцев современных малолитражек, а главной целью ставится не безопасность на дорогах, но душевный комфорт инспектора ГИБДД. Абсурд? Но не менее абсурдными правилами регулируется в России дорожное строительство: внедрение инноваций тормозится устаревшей нормативно-правовой базой, а в соответствии с ФЗ-94 в качестве главной задачи при проведении тендеров на строительство конкретных дорог, мостов, развязок указывается (не на словах, а по факту) максимальная экономия бюджетных денег — без оглядки на итоговую эффективность их использования.

Наивно полагать, что процессы в отрасли регулируются дураками. Трудно поверить, что ответственные за принятие решений чиновники не знакомы с масштабом проблем: в конце концов, даже передвигаясь с мигалкой, ты ощутишь всю их глубину своей же пятой точкой. Что в таком случае мешает массовому внедрению инноваций в деле строительства дорог? Способен ли бизнес повлиять на навязываемые государством «правила движения»? Есть ли у самих строителей сформировавшийся запрос на инновации? На днях медиахолдинг «Эксперт» собрал за круглым столом «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов до структурной работы» ведущих специалистов в области дорожного строительства — чиновников, строителей, разработчиков новых технологий и материалов, производителей дорожно-строительной техники.

Нам показалось более важным поддержать высокий градус дискуссии на неоднократно обсуждавшуюся тему, чем искать стрелочников и составлять расстрельные списки.

О цели и средствах

Когда врач принимается за лечение, его цель — вернуть человеку здоровье, а не сэкономить на лекарствах. В дорожно-строительной отрасли целеполагание искажено на государственном уровне, считает генеральный директор ДСК «Автобан» Алексей Андреев: «Первое, что необходимо России, — принятие Стратегии экономического развития государства, в состав которой одним из основных разделов должна войти стратегия развития транспортной сети. Мы должны понимать, как должна развиваться наша экономика, какой она должна быть и какая транспортная сеть должна ей соответствовать. Если сравнивать транспортную систему страны с кровеносной системой человеческого организма, то сейчас наши вены и артерии забиты, засорены, движ

Что нужно сделать, чтобы в стране активизировалось строительство дорог

• Стратегия развития транспортной сети в РФ должна стать составной частью стратегии экономического развития государства.
• Увеличить бюджетное финансирование строительства, ремонта дорог и развития науки в дорожной отрасли.
• Внести в федеральный закон № 94 о госзакупках изменения, учитывающие права предъявления требований к квалификации подрядчика и эффективность реализации проектов.
• Перейти на заключение с подрядчиками контрактов жизненного цикла.
• Создать современную нормативную базу (СниПы).
• Возродить научно-исследовательские институты.