Вдохновленный пакетом

Культура
«Эксперт» №21 (852) 27 мая 2013
Вдохновленный пакетом

2013 год объявлен Годом России в Нидерландах и Нидерландов в России, и хотя почти половина срока уже прошла, для нас все только начинается. Работы из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея уже разлетелись по голландским площадкам, а открывшаяся в фонде культуры «Екатерина» выставка фотографа Хендрика Керстенса начинает череду ответных мероприятий.

Фотографии Керстенса очень голландские — посетителю в первый момент кажется, что он оказался в живописной портретной галерее XVII века. Темный фон, трехчетвертной разворот фигуры, акцент на лицо, выхваченное светом — все как у старых мастеров («У нас, у голландцев, это в крови», — комментирует Керстенс). При более близком рассмотрении проявляются детали: вместо платья трикотажная водолазка, плоеный воротник заменяет пачка ажурных салфеток, но главный фетиш — головной убор, роль которого играют по очереди полотенце, кондитерский мешок и туалетная бумага. К тому же со всех фотографий на зрителя смотрит одна и та же модель — дочь фотографа Паула. На самом деле при всей сюрреалистичности антуража именно Паула связывает эти снимки с золотым веком голландского искусства — есть в ее лице что-то от моделей Вермеера.

Керстенс признается, что никогда не учился фотографии, а камеру в руки взял, чтобы фотографировать дочь. Модель оказалась так хороша, что он уже два десятка лет не может остановиться и не планирует делать этого впредь — единственная серия в его творчестве длинна как жизнь художника и его героини. Первые снимки были документальными, каких полно в любом домашнем альбоме, но потом Керстенс вошел во вкус и занялся художественным осмыслением образа. Вот Паула в духе Петруса Кристуса, обнаженная Паула в белом кудрявом парике, Паула с любимыми детскими игрушками или верхом на деревянной лошадке.

В Москву привезли работы нескольких последних лет, так что эволюции зритель здесь не увидит, зато найдет немало идей, как разнообразить собственный семейный альбом в духе эстетики постмодернизма.

Визитная карточка Хендрика Керстенса — Паула с обычным целлофановым пакетом из супермаркета на голове. Фотография так вдохновила Александра Маккуина, что он использовал образ в дизайне приглашений на свой очередной показ. В отличие от тех работ, которые берет фотограф за основу, в его собственном творчестве не хватает отстраненности. В снимках слишком уж много личного, отчего одна работа еще кажется совершенством, но три полных зала вызывают желание услышать вторую сторону тандема — вызвать Паулу на откровенный рассказ о постоянной жизни под прицелом. Увы, она в Москву не приехала.