Группа ГАЗ переходит на газ

Русский бизнес
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Группа ГАЗ переходит на газ

Ярославский моторный завод «Автодизель», входящий в группу ГАЗ Олега Дерипаски, заключил на днях соглашение с канадской компанией Westport, одним из ведущих мировых производителей газотопливных систем для автомобилей. Соглашение предусматривает разработку газового двигателя на базе существующего дизельного движка ЯМЗ-530, производство которого не так давно было построено и запущено в Ярославле. Предполагается, что инвестиции в проект составят около 600 млн рублей, которые пойдут на разработку газовых двигателей и создание научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы для дальнейшего развития «газовой» линейки на «Автодизеле».

Напомним, что в 2007 году «Автодизель» запустил производство дизельных двигателей стандарта «Евро-4» с возможностью модернизации до стандартов «Евро-5» и «Евро-6» (четырех- и шестицилиндровых дизелей ЯМЗ-530). Для этого была построена новая площадка (строительство завершено в 2011 году, серийное производство начато в декабре 2012-го). Завод может выпускать до 25 тыс. двигателей в год с возможностью увеличения производства до 50 тысяч. Однако пока эти планы преждевременны. Если на старте проекта потребность рынков России и СНГ в дизелях подобного типа оценивалась в 80 тыс. единиц в год, то реальный спрос оказался намного меньше. Наложилось несколько обстоятельств: во-первых, переход на новые стандарты «Евро-4», по сути, случился позднее, да и пошел по мягкому сценарию (разрешили продолжить эксплуатацию старой техники с более низкими экологическими стандартами), а во-вторых, существенные коррективы внес экономический кризис.

Один из возможных выходов из положения группа ГАЗ видит в развитии газомоторного направления. Двигатели, работающие на метане, год от года становятся все популярнее в мире. В последнее время растет потребление газомоторного топлива и в России (см. график). Однако собственное серийное производство газовых моторов в нашей стране до настоящего времени было развито слабо. «Газовый» транспорт нередко комплектовался импортными моторами. В группе ГАЗ намерены изменить эту ситуацию. Новое производство газомоторов должно начаться в 2014 году. Объем выпуска газовых двигателей на «Автодизеле» оценивают в 2,5–7,5 тыс. в год, или в 5–15% общей мощности предприятия.

У моторостроителей есть надежда, что правительство России будет, как обещало, стимулировать перевод к 2030 году на газомоторное топливо до 50% общественного и до 30% грузового автотранспорта. По прогнозам Минэнерго, это сможет увеличить парк газомоторной техники в стране в 25 раз — до 2,5 млн единиц.