Пенсии по дороге к проектам

Повестка дня
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Пенсии по дороге к проектам

На деньги пенсионных накоплений Внешэкономбанк в этом году планирует приобрести сразу несколько выпусков облигаций, которые получили название инфраструктурных. 5 июня ВЭБ приобретет выпуск 30-летних облигаций РЖД объемом 25 млрд рублей. Доходность этих бумаг будет определяться по формуле «инфляция + 1%». А до конца года ВЭБ также планирует купить инфраструктурные облигации ФСК ЕЭС, «Ростеха» и «Роснано».

При этом инфраструктурными, то есть привязанными к конкретным инфраструктурным проектам, все эти бумаги, строго говоря, не являются: в ВЭБе «Эксперту» подтвердили, что все это обычные облигации с плавающей ставкой доходности. «Насколько известно, инфраструктурные облигации РЖД, ФСК и других эмитентов будут просто облигациями со ставкой купона, привязанной к инфляции. Платежи по ним не будут привязаны к доходам от конкретных проектов», — подтверждает руководитель аналитического управления УК «Уралсиб» Александр Головцов. «В законодательстве о ценных бумагах нет правового понятия “инфраструктурные облигации”, как нет вообще понятия “целевой выпуск облигаций”. Поэтому эмитент может говорить что угодно про использование денег, но ответственности за иное их использование он не несет», — добавляет президент НПФ «Стальфонд» Андрей Никитченко. Таким образом, вряд ли можно сказать, что теперь деньги пенсионеров пошли на развитие инфраструктуры страны.

При этом ВЭБ наконец-то может приобретать весь выпуск целиком: раньше он был ограничен требованиями покупать не больше 30% одного выпуска. Это было серьезным препятствием: разместить остальные 70% крупного выпуска среди частных фондов было просто невозможно. Но в конце 2012 года был внесен ряд изменений в инвестиционную декларацию расширенного портфеля государственной управляющей компании (ГУК): как пояснили в ВЭБе, были сняты все ограничения на инвестирование в наиболее надежные корпоративные облигации, а именно в облигации с госгарантией и облигации эмитентов с рейтингом, равным суверенному. Теперь ГУК может приобретать до 100% выпуска таких облигаций. А наращивание в расширенном портфеле доли корпоративных облигаций эмитентов, осуществляющих инфраструктурные проекты, стало стратегической задачей ГУК.

Надо отметить, что «инфраструктурный» заем обойдется РЖД несколько дешевле, чем обычный: двадцатилетние бумаги железнодорожной компании сейчас торгуются с доходностью 8,95% годовых, а «инфляция + 1%» означает доходность примерно в 7% по итогам этого года (если брать за основу прогноз МЭР по инфляции). Соответственно, такие бумаги нельзя назвать очень доходной инвестицией. «Поскольку инфляция на длинном временном промежутке снизится, такие облигации могут быть менее выгодными, чем обычные долговые бумаги с фиксированной ставкой», — отмечает г-н Головцов.