Посланцы великой культуры

Международный бизнес
Туризм
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Китайские туристы становятся главным источником роста туристической индустрии по всему миру — с необратимыми последствиями для последней
Посланцы великой культуры

«Здесь был Дин Цзиньхао» — эта надпись появилась на египетском барельефе 3500-летней давности еще пару лет назад, но китайский интернет она взорвала на прошлой неделе, когда ее сфотографировал и выложил в сеть один из блогеров. Китайские интернет-пользователи довольно быстро сумели вычислить незадачливого 15-летнего Дина, за которого публично пришлось извиняться родителям. «Мы недоглядели за ним», — признались они в интервью газете, покаявшись также и в недостаточно хорошем воспитании. Сам Дин, как сообщается, проплакал целую ночь, и было от чего — в интернете выложены его полные данные с фотографиями, номерами детского сада и школы, в которой он учится.

В прошлом году Китай официально стал крупнейшей туристической страной мира, обогнав многолетних лидеров США и Германию. В 2012 году китайцы совершили свыше 83 млн зарубежных поездок — рост более чем в восемь раз с 2000-го. Примерно так же увеличились и расходы китайцев за рубежом — до 104 млрд долларов (рост на 40% с 2011 года).

Как и в других отраслях, наступление Китая на туристическую сферу идет по всем фронтам. На прошлой неделе было объявлено о том, что китайский холдинг Fosun станет одним из двух основных акционеров старейшей французской отельной компании Club Méditerranée, акции которой в результате этого поглощения перестанут торговаться на фондовом рынке. Сделка пока не одобрена советом директоров французской компании, но, по мнению большинства экспертов, китайское предложение будет принято. Club Med переживает сегодня далеко не лучшие времена и рассматривает Китай как главное стратегическое направление своего развития.

Культурные особенности

История с Дином Цзиньхао, разумеется, далеко не единичный случай неподобающего поведения китайских туристов за рубежом, в китайском интернете сегодня обсуждаются тысячи подобных историй. Китайским туристам не слишком рады даже в близких КНР по ментальности Гонконге и Тайване.

Так, тайваньцы обвиняют китайских путешественников (большинство приезжают в составе организованных групп и перемещаются по острову на автобусах) в отсутствии представлений о нормах поведения в общественных местах. «От них всегда остается куча мусора, мы сами уже не можем никуда спокойно съездить, кругом толпы народа», — жалуется «Эксперту» одна из жительниц Тайбэя. В Гонконге полемика вылилась на полосы местных газет, в которых появилась антикитайская реклама, где китайских туристов сравнили с саранчой. Деньги на полосную рекламу в популярной газете China Daily собрали через интернет несколько гражданских активистов. Впрочем, с опасением к туристам из КНР относятся и в других странах. Возле парижского Лувра долгое время висела табличка на китайском, сообщавшая о том, что справлять большую и малую нужду можно только в специально отведенных для этого местах.

В конце мая Госсовет КНР даже опубликовал памятку о том, как китайским туристам следует вести себя за границей, чтобы не посрамить честь нации. В числе недостойных поступков были названы рисование символов на культурных памят