Путин направил поезда на Казань

Повестка дня
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Путин направил поезда на Казань

Высокоскоростным железным дорогам в России быть. Но не совсем там, где их ожидали. На совещании правительства 28 мая президент Владимир Путин обратил внимание на давно обсуждаемую тему строительства высокоскоростных железных дорог и сам назвал приоритетные маршруты: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань, а также Москва — Ростов-на-Дону — Сочи. Про проект ВСМ-1 (Москва—Санкт-Петербург) не было сказано ни слова.

Напомним, что вопросом строительства высокоскоростных (со скоростью движения поездов 300–400 км/ч) магистралей российские чиновники занимаются с 2004 года с подачи тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина. В 2006-м под эгидой РЖД была создана специализированная компания «Скоростные магистрали», которая должна была разрабатывать и реализовывать проекты строительства таких дорог. В марте 2010 года даже последовал президентский указ об организации скоростного движения. Предполагалось, что будут проектироваться и строиться две новые обособленные линии: Москва—Санкт-Петербург (ВСМ-1) и Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург (ВСМ-2). «Скоростные магистрали» разрабатывали оба проекта, но так и не вышли даже на стадию проектной документации.

Сейчас все скоростное движение в России ограничивается поездами «Сапсан», курсирующими от Москвы до Петербурга и от Москвы до Нижнего Новгорода. Они, конечно, несколько снизили напряженность в пассажирообороте между этими городами. Но по своим характеристикам — скорости, характеру размещения (общая линия вместо выделенной железнодорожной полосы, как положено) — никак не подходят под определение «высокоскоростных железных дорог», да и скорости лишь местами едва достигают 250 километров в час. Зато они вызывают множество нареканий, вынудив железнодорожников перенаправить грузовые составы в обход более прямых и дешевых маршрутов, а также разрушить график движения пригородных поездов в регионах следования «Сапсана».

По идее, первой ввести в строй планировали питерскую трассу ВСМ-1, затем должна была последовать ВСМ-2 — через Нижний Новгород и Казань и дальше до Екатеринбурга. Получалась бы транспортная артерия, связывающая скоростным сообщением высокоразвитые регионы Урала с обеими столицами. Вместо этого питерское направление осталось за скобками, а трасса на Урал оборвется на полпути. Что не может не вызывать разочарования.

Как говорят эксперты, начав подобное строительство, следовало бы не останавливаться на полпути к многомиллионному Уралу и уж тем более не тратить триллионы, чтобы проводить магистраль до крохотного кавказского курорта.

Единственное, что обнадеживает: маршрут Москва—Казань все же близок к выходу на стадию строительства. Проектно-изыскательские работы тут уже начались. Протяженность новой выделенной линии составит 803 км со скоростью движения до 400 км в час. Сроки запуска маршрута также известны — к чемпионату мира по футболу 2018 года (Казань — в числе принимающих городов). Стоимость тоже подсчитана — немногим более 900 млрд рублей — и пока не выходит за рамки мировых пок