Стройка по-питерски

Спецвыпуск
Недвижимость
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Рынок новостроек Санкт-Петербурга креативен и полон новых схем. Ряд проектов не имеет аналогов в России
Стройка по-питерски

Принято считать, что на рынке недвижимости самое интересное происходит в Москве. Это не так. Скорее, в столице высокий спрос позволяет продавать все, что угодно, не выдумывая чего-то особенного. В Санкт-Петербурге, наоборот, конкуренция высока, и это вынуждает девелоперов быть креативными. В северной столице нашлось как минимум три уникальных для России проекта. Огромный район «Балтийская жемчужина» строит китайская компания. В городе возводится «Триумф-парк» — единственный в России жилой комплекс, сертифицированный по международному стандарту экологического строительства BREEAM. А еще здесь достраивают апарт-отель, где владелец апартаментов может получать гарантированные 10% годовых на вложенный капитал.

«Балтийская жемчужина»: чайна-тауна не будет

«Балтийская жемчужина» — самый крупный проект китайского капитала в области недвижимости в России. Стоимость строительства нового района для 35 тыс. человек оценивается в 3 млрд долларов. Девелопер проекта — Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания, акционерами которой являются пять крупнейших китайских холдингов. Проект появился в рамках межправительственных соглашений России и КНР. Землю китайцы взяли в 2005 году, а от администрации Петербурга проект получил максимальную политическую, административную и инфраструктурную поддержку.

Для города «Балтийская жемчужина» — знаковый проект, первый опыт комплексного освоения территории. Китайцам выделили для застройки 205 га заброшенных земель на юго-западе города, на побережье Финского залива. На них должно быть построено 1,7 млн кв. метров недвижимости, из них около 1 млн — жилье.

К «Балтийской жемчужине» в Питере поначалу отнеслись с предубеждением. Опасались, что понастроят китайщины с кривыми крышами, что это будет чайна-таун, который заселят китайцы. Предрекали, что это плацдарм для экспансии Китая в Санкт-Петербурге и России. Профессионалы сомневались, что даже сильному китайскому застройщику по силам реализовать столь масштабный проект, и уверяли: нереально за пять-шесть лет продать более миллиона метров жилья вдали от центра и метро. Через восемь лет после старта проекта можно констатировать: говорить о китайской экспансии нет никаких оснований.

Большинство сомнений по поводу «Балтийской жемчужины» оказались беспочвенными. Во-первых, для китайцев это чисто инвестиционный проект. Цели построить чайна-таун не было и нет: китайцы не покупают в комплексе квартиры и не селятся там. Второе: как таковой экспансии тоже нет. Других крупных девелоперских проектов в Санкт-Петербурге, да и в России в целом, китайцы не начали и вряд ли, с учетом стагнации, начнут в ближайшие годы.

В-третьих, «азиатчиной» архитектурный облик Санкт-Петербурга не испортят. Чтобы не дразнить местных жителей, девелоперы подчеркнуто отказались от всего национального. Получилась достаточно рядовая интернациональная архитектура. К тому же китайцам настоятельно посоветовали не прибегать к услугам своих архитекторов, а максимально загрузить питерских. Впрочем, местные ж

Главные тренды рынка новостроек Санкт-Петербурга

— По объемам продаж и ценам Санкт-Петербург вернулся к докризисным показателям. В последние месяцы рост цен прекратился, объемы продаж также больше не увеличиваются. Эксперты объясняют это тем, что цены достигли определенного предела.

— Основная застройка в городе сегодня — это проекты эконом- и комфорт-класса. Элитных строек и жилья бизнес-класса очень мало.

— Идет пересмотр градостроительной политики. Губернатор Сергей Полтавченко вслед за московским мэром Сергеем Собяниным заморозил процесс согласования проектов. Разрешения на строительство практически не выдаются: их в десятки раз меньше, чем несколько лет назад. Власти пытаются сократить этажность новых проектов и размеры застройки по тем проектам, где работы еще не начались.

— Строительство в городе сосредоточено сегодня в отдаленных районах. В центре мест для стройплощадок не много, да и согласования здесь выдаются крайне редко. В срединной части города много промзон, которые девелоперы пока не могут превратить в плацдарм для нового строительства. Поэтому большинство строек расположены ближе к Кольцевой автодороге.