Вирус в носу защищает от бактерий

Наука и технологии
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013

Ученые из Университета Сан-Диего в Калифорнии заинтересовались вирусами на слизистых оболочках носовой полости. Они выяснили, что те располагаются в непосредственной близости от атакующих нас микробов и, возможно, защищают наш организм. Результаты своих исследований они опубликовали в журнале Science.

Давно известно, что такая разновидность вируса, как бактериофаги — пожиратели бактерий, борется с микробами. Бактериофагом вирус назвал еще в начале XX века ученый из Института Пастера Феликс Д’Эрель, обнаружив, как вирус пожирает дизентерийную палочку. Этот факт вызвал эйфорию в медицине, остро нуждавшейся в средствах от микробов. Однако после триумфального открытия антибиотиков о бактериофагах надолго забыли. Возможно, сейчас, когда медики столкнулись с невосприимчивостью микробов к существующим антибиотикам, взгляды специалистов вновь будут обращены на дружественных нам бактериофагов.

Калифорнийские ученые исследовали многослойную структуру слизи в носовой и ротовой полости и местоположение фагов и бактерий: выяснилось, что они живут в слое, близком к поверхности, тогда как внутренний слой почти стерилен. И концентрация фагов выше всего вблизи микробов. «Защищают ли они таким образом своего хозяина?» — задает вопрос руководитель исследования Джереми Барр. Ученые провели эксперимент. Они подселили кишечную палочку в слизь экспериментальной ткани и увидели, что клетки стали быстро гибнyть. Когда же исследователи добавили фагов, выживаемость резко повысилась.

Известно, что слизь есть у многих живых организмов, у рыб, червей, и этот механизм защиты распространен у животных. Барр изучал многие виды и выяснил, что фаги достаточно плотно обживают слизистые. Известно также, что в слизистой оболочке кишечника человека находится несколько сотен видов бактерий, как хороших, так и плохих, пребывающих либо в состоянии войны, либо в состоянии относительного мира. Там же обитают и фаги. «У всех нас есть экосистема, и при ее нарушении часто возникают болезни кишечника, например, болезнь Крона или язвенный колит», — говорит сотрудник Института медицинских исследований в Южной Брисбене, Австралия, Майкл Макгукин. Ученый заинтригован возможностью узнать, как конкретные фаги связаны с конкретными микробами. Это позволит по-новому подходить к таким болезням, как сахарный диабет или ожирение, считает он. Джереми Барр из Университета Сан-Диего уверен: ученые должны переосмыслить роль фагов.