В погоне за беби-бумом

Русский бизнес
Рынок детских товаров
«Эксперт» №26 (857) 1 июля 2013
Авторы Стратегии развития индустрии детских товаров предлагают к 2020 году кратно увеличить долю отечественного производства, инновационной продукции и снизить стоимость детских товаров. Участникам рынка эти цели нравятся, но в возможности их достижения они сомневаются
В погоне за беби-бумом

В России принята Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Для рынка это знаковое событие, ведь до сих пор отрасли детских товаров формально не существовало. Новый документ — начало формирования новой индустрии, он должен не только упорядочить отечественный рынок детских товаров, но и сделать его конкурентоспособным.

Инициатором разработки стратегии выступила Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ), которая объединяет около 200 участников рынка. «Пока это больше концептуальный документ, нежели предметный. Наш первый шаг — выделение детской индустрии в отдельный сектор экономики, — объясняет президент АИДТ Антонина Цицулина. — Притом что это первая индустриальная стратегия, которая в своем концепте объединяет пятнадцать отраслей: легкую промышленность, медицину, деревообработку, издательский бизнес и прочие».

Курировать стратегию будет Минпромторг, который вместе с другими ведомствами разглядел перспективность детской индустрии. «Этот сегмент включает 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах федерации, и более пяти тысяч предприятий в сфере торговли, ассортимент которых включает в себя только детские товары», — перечисляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Согласно его данным, в 2012 году общий оборот в отрасли составил около 700 млн рублей. Кроме того, отечественный детский рынок — один из самых быстрорастущих: последние два года он увеличивается на 10%, что вдвое опережает общемировые темпы роста. Отчасти это объясняется ростом демографических показателей: в прошлом году родилось почти 1,9 млн детей, это самый высокий показатель за последние двадцать лет, а средний уровень рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста составил 1,7 человека (в 2011 году — 1,58).

Авторы стратегии поставили перед участниками рынка три основные задачи, которые надо решить к 2020 году: нарастить долю российской продукции на внутреннем рынке с 20 до 45%, увеличить долю инновационных товаров в общем объеме экспорта с 4 до 20% и снизить стоимость детских товаров для потребителей на 15%.

Свои дешевые инновации

Достигать этих целей планируется в три этапа. В первые два года надо навести порядок с нормативно-правовой базой, затем создать технологическую платформу, на которой будут создаваться инновационно-промышленные кластеры. На втором этапе (2016–2018 годы) будет сделан акцент на изменение структуры экспорта в пользу высокотехнологичных продуктов, которые к тому времени появятся в созданных кластерах. На третьем этапе (2018–2020 годы) предполагается завершить инфраструктурные преобразования и поставить на поток общеотраслевые инвестиционные проекты.

Идея создавать кластеры в России основана на опыте других стран. «В мире существуют четыре специализированных детских кластера: два в Китае и по одному во Франции и Испании, — рассказывает Антонина Цицулина. — Например, в промышленном кластере в Китае выстроена вся инфраструктура начиная с сырья и комплектующих до готовой продукции, а во Франции и Испании к