Битва за триллион

Русский бизнес
РЖД
В преддверии нового мощного инвестиционного цикла в железнодорожной отрасли началась беспрецедентная по своей дерзости борьба за место главы компании РЖД. Воюющих прельщает контроль над одной крупнейших корпораций страны, а главное, над ее инвестиционными проектами размером в несколько триллионов рублей
Битва за триллион

30 июня нынешнему президенту компании «Российские железные дороги» (РЖД) Владимиру Якунину исполнилось 65 лет. Через два года заканчивается его персональный контракт с этой железнодорожной корпорацией, и есть риск, что продлевать его не станут. Приближение возраста влиятельного игрока к предельному пенсионному (в январе этого года пенсионный возраст для высокопоставленных чиновников был повышен до 70 лет) для многих уже стало сигналом: пора включаться в борьбу за пост президента четвертой по величине компании страны с выручкой 46 млрд долларов. Недавняя дерзкая, циничная операция с мнимой отставкой Якунина — пример того, что борьба в стане РЖД уже началась. Почти нет сомнений, что история с отставкой была нацелена на дискредитацию конкурентов в борьбе за пост главы железнодорожной монополии.

Вбили клин

В последнее время позиции железнодорожников среди всех инфраструктурных компаний серьезно усилились. РЖД объявила о проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань стоимостью почти триллион рублей, и государство пообещало мощную финансовую подпитку из бюджета и внебюджетных фондов. Были поддержаны и другие капиталоемкие направления, которые, возможно, профинансируют из Фонда национального благосостояния (БАМ и Транссиб, на сумму 562 млрд рублей). Компании-подрядчики, которые могли бы принять участие в этих проектах, получили бы доступ не только к крупным денежным заказам, но еще и к новым для них технологиям и компетенциям (как в случае с ВСМ), а также к сервисным контрактам, что на весьма продолжительное время могло бы стать залогом их конкурентоспособности. Так что причин для обострения борьбы за контроль над РЖД хоть отбавляй.

Напомним, что в среду 19 июня около 20.00 на лентах информационных агентств появилось правительственное сообщение об отставке Владимира Якунина с поста главы РЖД и назначении на эту должность первого вице-президента компании Александра Мишарина. Некоторые СМИ писали, что Мишарин начал получать поздравления, а через несколько часов пресс-релиз об отставке был объявлен фальшивкой.

Кроме того, за несколько недель до этого слив компромата об очень дорогостоящей даче Якунина в районе подмосковного Домодедова гулял по социальным сетям и в СМИ, прямо указывая, что Владимира Якунина кто-то хочет дискредитировать. Карты вроде как сходятся на Мишарине, но он ли инициатор?

«Это попытка вбить клин между Мишариным и Якуниным», — предполагает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Конечно же, это серьезный удар по Мишарину. Его фамилия в качестве нового главы РЖД — попытка рассорить их с Якуниным, чтобы выдавить Мишарина из стратегической монополии».

Все детали мнимого увольнения Якунина связаны либо с правительством, либо с разборками внутри РЖД, и последнее наиболее вероятно. «В письме, которое было разослано в информагентства, — рассказывает Дмитрий Абзалов, — было одновременно две части: и отставка, и назначение. Обычно так не делается. Вначале в информагентства приходит сообщение об отставке. А п