Однобокое развитие

Спецвыпуск
Будущее банковского рынка
«Эксперт» №27 (858) 8 июля 2013
Единственным драйвером банкострахования стало страхование жизни и здоровья заемщиков потребкредитов, которое активно продвигают кэптивные страховщики. Новый импульс рынку банкострахования придаст накопительное страхование жизни
Однобокое развитие

По данным исследования «Эксперт РА», в 2012 году объем рынка банкострахования по сравнению с 2011 годом вырос на 28%, до 160,5 млрд рублей. В 2013 году темпы прироста замедлятся и составят 20%. В 2012 году рынок рос за счет страхования жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании и за счет страховщиков, связанных с банками.

В 2012 году доля страхования жизни и здоровья заемщиков потребкредитов увеличилась на 77%, до 49,6 млрд рублей. А за три последних года, с 2009-го по 2012-й, общий объем взносов, собранных через банки, в страховании заемщиков потребкредитов вырос с 10 до 31% соответственно. Определяющими факторами в развитии банками и страховщиками этого вида страхования остаются низкая убыточность и высокие комиссии. Страхование жизни и здоровья заемщиков все больше концентрируется в финансовых группах — банки предпочитают не отдавать этот высокомаржинальный бизнес «чужим» страховщикам. «Крупные банки, растущие наиболее динамично, уже давно определили для себя пул страховых компаний, с которыми им интересно работать. Чаще всего это именно кэптивные или узкоспециализированные компании по страхованию жизни», — отмечает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками Группы «Ренессанс страхование». «Основная проблема рынка страхования жизни сейчас — это отсутствие диверсификации. Он почти замкнулся на продаже одного продукта — кредитного страхования жизни. И даже появление два года назад нового направления — инвестиционного страхования жизни существенно не повлияло на долю кредитного страхования в общем сборе премии. Такое сосредоточение на одном продукте таит в себе определенный риск, так как в случае стагнации или кризиса в банковском сегменте вслед за кредитованием снизятся и продажи кредитного страхования», — говорит Жанна Гончарова, директор по работе с финансовыми институтами компании «МетЛайф Алико».

От каско к жизни

Страхование жизни и здоровья заемщиков потребкредитов останется драйвером рынка и в 2013 году, даже несмотря на замедление темпов роста кредитования. По мнению «Эксперт РА», взносы в этом виде страхования в 2013 году увеличатся на 50%.

За счет страхования при потребительском кредитовании прирост взносов у страховщиков, связанных с банками, был существенно выше, чем у рыночных (70 и 13% соответственно). В результате доля кэптивных страховщиков на рынке увеличилась с 28% за 2011 год до 37% за 2012 год. По прогнозам «Эксперт РА», в 2013 году она достигнет 50%.

По итогам 2013 года объем страхования заемщиков при потребкредитовании превысит объем страхования автокаско при автокредитовании. Сейчас страхование автокаско при кредитовании является крупнейшим видом в банкостраховании. Его объем в 2012 году составил 59 млрд рублей. Однако его доля в общем объеме банкострахования последние три года сокращается. В 2009 году она составляла 53%, а в 2012-м — уже 37%. Снижение страхования автокаско при автокредитовании связано с ростом активности дилеров и предложением ими более интересных условий страхования

Заместитель начальника управления партнерских продаж СК «Транснефть» Сергей Степанов:

— В прошлом году спрос населения на ипотечное страхование сильно вырос, что связано с рекордным объемом выдачи ипотечных кредитов. Однако вряд ли стоит ожидать продолжения такой динамики в ближайшей перспективе из-за некоторого повышения ставок по ипотеке и удорожания жилья в ряде регионов. На этом фоне для заемщиков становятся важными многие факторы, которым раньше они, возможно, не придавали большого значения.

В России, как и во всем остальном развитом мире, страхование уже стало неотъемлемой частью банковского кредитования. Поэтому все чаще клиенты при выборе банка принимают в расчет не только условия кредитования, но и страховые программы. В этой ситуации наше сотрудничество с банками-партнерами строится на той позиции, которая предполагает первостепенную ориентацию на заемщика-страхователя. В конечном счете это выгодно и клиенту, и самому банку, особенно если учесть снижение спроса и обострение конкуренции среди банков.

Гибкая тарифная политика страховщиков по отношению к заемщикам, правильная продажа страховых продуктов банками, обеспечение высокого качества сервиса — все это должно поддерживать привлекательность ипотеки в глазах клиентов в сегодняшней непростой ситуации.