Зафутболенные миллиарды

Общество
Чемпионат мира по футболу
«Эксперт» №27 (858) 8 июля 2013
Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи... Этот ряд продолжит в ближайшие годы новый проект: подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Похоже, международные мега-мероприятия, когда обязательства перед иностранцами заставляют мобилизоваться на все сто процентов, становятся главным инструментом развития территорий в России. Окончательное решение по бюджету чемпионата мира по футболу было принято в середине июня. Любопытно, что принималось оно на фоне массовых волнений в Бразилии, где за год до мирового первенства-2014 проходила его репетиция — Кубок конфедераций. Сотни тысяч бразильцев вышли на улицы, протестуя против коррупции и больших трат на спортивные сооружения.
Зафутболенные миллиарды

Стадионы, аэропорты и ничего лишнего

Решение о проведении чемпионата мира по футболу в России вызвало всплеск лоббистских усилий со стороны губернаторов. В условиях хронической недоинвестированности российских городов только под проведение крупного международного события (Олимпиада, Универсиада, чемпионат мира, Экспо) можно получить существенное финансирование из федерального бюджета. В первом раунде лоббисты должны были включить свой город в число принимающих чемпионат, во втором — получить как можно больше денег под свои программы.

Экономику нехитрой схемы по привлечению денег в регион за счет спорта губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев откровенно описывает так: «Мы вкладывали в нашу футбольную команду по 300 миллионов рублей в год. Но сейчас за счет чемпионата мира все затраты окупятся сторицей: мы получим миллиарды из бюджета страны». Пример олимпийского Сочи, куда были вложены чуть ли не 50 млрд долларов, поразил воображение региональных лоббистов. В своих программах подготовки к чемпионату мира они просили федеральный центр профинансировать новые ветки метро и скоростного трамвая, транспортные развязки и интеллектуальные транспортные системы, мосты, ремонт инфраструктуры и многое другое. Сумма заявок от регионов на финансирование в 2013 году росла в геометрической прогрессии и в марте превысила 1 трлн рублей. Однако в условиях дефицита бюджета сочинский золотой дождь не повторился.

Уже в начале весны остудить лоббистов постарался министр спорта Виталий Мутко: «Некоторые регионы пошли по неверному пути, понаписав совершенно нереализуемые программы подготовки к турниру на триллионы рублей. Но мы не можем весь бюджет до 2018 года направить только на поддержку этих 11 городов. Концепция должна быть оптимальной, включающей в себя подготовку аэропортов, гостиниц, стадионов, фан-зон и так далее».

В мае вице-премьер России Игорь Шувалов объявил, что смету подготовки к чемпионату удалось сократить вдвое: «Мы утрамбовали смету как могли. Оставили только самое необходимое: аэропорты, стадионы, гостиницы, спортивные базы, дороги. Ни одного лишнего объекта». Общий бюджет подготовки к чемпионату составил 664 млрд рублей. Из них федеральный бюджет потратит 336 млрд, региональные — 102. Остальное должны составить частные инвестиции.

На что же будут потрачены госсредства? Расходы федерального центра концентрируются на двух статьях — спортивные объекты и аэропорты. На «спорт» будет потрачено свыше 120 млрд рублей. Из них более чем на 100 млрд возведут новые стадионы, а остальные деньги пойдут на строительство и реконструкцию тренировочных баз для приезжающих сборных, тренировочные поля и прочие спортивные объекты.

На реконструкцию аэропортов и взлетных полос из госказны потратят порядка 100 млрд рублей. Из этих средств, кстати, будут профинансированы и многие работы в Шереметьеве, Домодедове и Внукове. Оставшиеся федеральные средства пойдут на инфраструктуру, энергетику и объекты связи, в основном для аэропорто

ЧМ-2014 в Бразилии: скандалы и уличные протесты


«Бразильцы фанатично любят футбол. Для них это — и религия, и страсть. Ради футбола бразильцы готовы жертвовать и терпеть» — еще недавно подобные высказывания казались аксиомой. Бразильские власти тоже надеялись, когда получали чемпионат, что футбольное зрелище заменит хлеб. Однако за год до чемпионата мира-2014 случилось невероятное: бразильцы отвернулись от футбола.

Кубок конфедераций, репетиция ЧМ-2014, запомнится не праздником, а массовыми акциями протеста сразу в 11 крупных городах страны. Часть митингов была мирной. Но в Рио-де-Жанейро, где на улицы вышло более 100 тыс. человек, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули. В стычках пострадало более 30 человек. В столице митингующие попытались даже захватить здание Национального конгресса.

Протесты бразильцев были направлены против коррупции чиновников, значительного перерасхода смет на строительство стадионов и в целом против трат бюджетных денег на мировое футбольное первенство. «На деньги, потраченные на подготовку к чемпионату мира 2014 года, можно было построить восемь тысяч школ или купить 39 тысяч школьных автобусов. Или создать 28 тысяч спортивных площадок по всей стране. Средства, вложенные в строительство стадиона “Ману Гарринча” можно было потратить на строительство 150 тысяч новых домов для семей с низким доходом», — говорит легенда бразильского футбола 1990-х Ромарио. Только из государственного бюджета на подготовку к чемпионату было выделено 16 млрд долларов.

На что лучше было потратить бюджетные деньги в Бразилии, очевидно даже туристу.

Первое — безопасность. В Рио входы в престижные жилые здания даже в неплохих районах окружены тамбурами из металлических труб, а много где туристам вовсе не рекомендуется появляться. Проблема — в бедности населения и в существовании фавел — поселений самостроя, куда не приезжает полиция и где бал правят криминал и наркотики. Власти начали хоть как-то заниматься фавелами только в последние два года.

Вторая очевидная проблема — общественный транспорт. В 18-миллионном (с пригородами) Сан-Пауло всего шесть линий метро, в 11-миллионном Рио-де-Жанейро — лишь две. До аэропортов невозможно добраться на рельсовом транспорте, а надо пробиваться через пробки по шоссе. Несмотря на расстояние всего в 340 километров, Сан-Пауло и Рио до сих пор не связаны железной дорогой. Проект обсуждается много лет, но к чемпионату мира так и не был начат. По крупным городам ездит масса автобусов, на них удобно передвигаться, но воздух оставляет желать лучшего. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте на 20 сантимов (0,1 доллара) стало спусковым крючком для волнений (и до этого поездка на метро и автобусе стоила недешево — около 1,5 доллара).

Бразильцы амбициозно решили провести чемпионат мира сразу в 12 городах, не обделив ни один регион страны. В результате даже там, где нет сильных футбольных клубов, появятся арены более чем на 40 тыс. зрителей. Например, в 500-тысячной Куябе. Судьба этих стадионов после чемпионата незавидна.

Заметим, что строительство спортивных арен сопровождалось скандалами и различными непрозрачными сделками. Несколько стадионов строятся по схеме частно-государственного партнерства, в котором бизнесу было выгодно превышение смет, так как часть затрат компенсирует государство. Другие стадионы, например отстроенный заново знаменитый «Маракана» в Рио (полвека назад самый крупный стадион на планете вместимостью 180 тыс. зрителей), планируется приватизировать. В мае суд Рио-де-Жанейро уже отменил результаты тендера по передаче этой арены на 35 лет консорциуму частных компаний.

Один из проектов, вызвавших массу споров, уже упоминавшийся стадион «Ману Гарринча» в Бразилиа. Правительство решило, что столица страны заслуживает суперстадиона, и превратило путем глобальной реконструкции 40-тысячник в арену на 70 тыс. зрителей. «Ману Гарринча» стал и одним из самых современных стадионов мира, получив экологический сертификат LEED Platinum. Беда только в том, что и старая арена в Бразилиа не заполнялась зрителями, потому что в городе нет команды элитного дивизиона. В довершение ко всему стоимость работ в процессе реконструкции удвоилась и составила 500 млн долларов.