Мультиинтересный актив

Международный бизнес
Медиарынок
«Эксперт» №28 (859) 15 июля 2013
Акционеры украинского мультимедийного холдинга UMH, сыграв на амбициях молодой энергетической группы «Ветэк», продали ей свою компанию за внушительную для стагнирующей отрасли сумму
Мультиинтересный актив

Медиарынок постсоветского пространства в конце июня взбудоражило событие на Украине: энергетическая компания «Ветэк» объявила о покупке входящего в тройку крупнейших в стране медиахолдинга UMH. Стоимость сделки стороны не раскрывают, но, судя по разговорам покупателей и продавцов в прессе, сумма покупки может составлять от 170 до 350 млн долларов — немало для локального рынка.

Сделку можно назвать уникальной в сегодняшней ситуации, когда резкое падение рекламного рынка сильно снизило привлекательность медиабизнеса. Аналитики и эксперты рынка спорят о том, что стало главной причиной сделки — стремление покупателя приобрести выгодный бизнес для диверсификации активов (такова официальная версия покупателя) или желание крупной ФПГ иметь в портфеле медиаактив.

Впрочем, какой бы ни была причина, создатель и основной акционер UMH Борис Ложкин неплохо заработал при очень неблагоприятной конъюнктуре рынка, а покупатель получил прибыльный актив, имеющий дополнительную «электоральную ценность» в преддверии выборов президента Украины 2015 года.

Перспективная ниша, раскрученный бренд и профессиональный топ

Свой холдинг Борис Ложкин, сам бывший журналист, начал создавать еще в середине 1990-х, запустив первый на Украине классический телегид с новостями о знаменитостях — «Теленеделя». Этот проект, в 2003 году вышедший и на российский рынок, по-прежнему остается в числе главных источников дохода холдинга. Первые пять лет компания развивалась в сегменте таблоидов и спортивных изданий, затем приобрела лицензии на выпуск «Комсомольской правды», «АиФ», а с 2000 года, купив первую радиостанцию, стала мультимедийной. Сегодня у холдинга в активе более 20 печатных СМИ, в том числе в сегментах деловой и общественно-политической прессы, с общей аудиторией 3,6 млн человек на Украине и еще около 5 млн человек в России. По оценкам компании, ее издания занимают 45% рынка общенациональной украинской прессы. В цифровом сегменте у UMH восемь радиостанций, включая лицензионные «Европа+», «Наше радио», «Авторадио» и другие, с 4,5 млн слушателей в день и долей рекламного рынка 40% (по данным компании), а также нишевый телеканал «Меню ТВ» и восемь интернет-проектов, включая почтовый сервис, два ведущих портала — украинский информационный и футбольный с общим числом посетителей 6 млн человек в месяц. Есть у UMH и собственная сеть магазинов по продаже прессы и товаров первой необходимости. Из этой схематично изложенной истории видно, что Борис Ложкин стремился создать холдинг с очень диверсифицированной структурой, чувствовал наиболее перспективные сегменты и вовремя входил в них. Из последних покупок стоит назвать приобретение лицензии на издание на Украине журналов Vogue и Forbes, позволившее совместно с собственным еженедельником компании — «Корреспондент» — практически оккупировать нишу влиятельных деловых журналов в стране. В итоге владелец UMH создал вторую по размерам украинскую медиагруппу (по рейтингу РБК совместно с украинской экспертной группой Kwendi), а в СНГ холдинг зани