Северным путем

Спецвыпуск / Ямало-Ненецкий автономный округ Индустриальное освоение Арктики невозможно без создания на территории северных регионов России надежного транспортного сообщения. При этом новые магистрали дают нашей стране шанс максимально использовать преимущества ее уникального географического положения

Без полноценного индустриального освоения Арктики у России нет будущего. Именно здесь, преимущественно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, расположены основные запасы природного газа страны. Только на полуострове Ямал их насчитывается порядка 16 трлн кубометров (сейчас в России добывается около 650 млрд кубометров газа в год), перспективные и прогнозные — еще около 22 трлн. Плюс запасы Гыданского полуострова, который еще только предстоит изучать, и подводные газовые и нефтяные закрома на шельфе северных морей, к освоению которых сейчас готовятся «Газпром» и «Роснефть». «Россия была, есть и останется одной из крупнейших энергетических держав мира. Используя возможности Ямала, Россия может стать абсолютным и фактически безальтернативным центром поставок энергоносителей и продуктов их переработки для государств всего континента. Судьба Ямала — быть энергетическим гарантом безопасности государства», — подчеркивает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

В ближайшие семь лет нефтегазовые компании, федеральный и окружной бюджеты намерены вложить в основной капитал на территории ЯНАО более 8 трлн рублей. Значительная часть этих инвестиций будет направлена на развитие транспортной структуры округа, потому что без развития железнодорожного, автомобильного, морского и воздушного сообщения решить задачу полноценного освоения минерально-сырьевого ресурса арктической зоны России невозможно.

Связать воедино

Попытка построить железнодорожную магистраль, которая охватила бы богатые минеральными ресурсами, но необжитые территории Заполярья от Архангельска до Таймыра, была предпринята в Советском Союзе еще в 1940-е. Однако после смерти Сталина 501-я и 503-я стройки Трансполярной магистрали были остановлены, и в Ямало-Ненецком автономном округе сформировалась транспортная система меридионального типа. С запада в ЯНАО заходит железнодорожная ветка через Республику Коми до Лабытнанги, который отделен от столицы округа Салехарда рекой Обь, с востока — ветка от Сургута до Нового Уренгоя и Ямбурга с коротким ответвлением до Пангод и Надыма (см. карту). А между ними — «дыра» размером более 700 км, в которой отсутствует не только железнодорожное, но и круглогодичное автомобильное сообщение. Более того, плотность автомобильных дорог на Ямале вообще более чем в 20 раз ниже, чем в среднем по стране. Из 118 населенных пунктов округа 99, в том числе Салехард, не имеют постоянной автотранспортной связи. И это при том, что ЯНАО — один из самых богатых российских регионов и один из основных доноров федерального бюджета.

Можно долго рассуждать о том, почему транспортная инфраструктура главного газодобывающего региона страны оказалась обделена вниманием и федерального центра, и окружных властей. Но в последние годы в этой сфере происходят разительные перемены. И связаны они, очевидно, с тем, что федеральные власти осознали необходимость дальнейшей индустриализации Арктики, а к руководству округом пришла новая команда управленцев во главе с Дмитрием Кобылкиным. Одним из резу

Транспортная инфраструктура, создающаяся в ЯНАО, придаст мощное ускорение процессу освоения минерально-сырьевых богатств Арктики и комплексного развития северных территорий России