«Ё-мобиль» поехал

Русский бизнес
Автомобильная промышленность
«Эксперт» №28 (859) 15 июля 2013
После некоторого затишья история с созданием российского гибридного автомобиля «Ё-мобиль» получила продолжение. На днях «Ё-авто» представила прототип продукта с оригинальной гибридной конструкцией двигателя. Вопрос в том, удастся ли создать конкурентный по цене серийный автомобиль.
«Ё-мобиль» поехал

Проект создания «Ё-мобиля» вступил в новую стадию: публике наконец был представлен предсерийный прототип машины, который отличается оригинальной конструкцией гибридного двигателя с использованием конденсаторов. Машина была продемонстрирована сначала гостям Санкт-Петербургского экономического форума в июне, а в начале июля журналисты получили возможность поездить на автомобиле от Михаила Прохорова на Дмитровском полигоне в Подмосковье.

Презентация состоялась с большим опозданием. Заявлялось, что «Ё-мобиль» поступит в продажу уже весной 2012 года. Однако только сейчас публике предъявили прототип, а серийную модель, готовую к выпуску на конвейере, представители «Ё-авто» обещают показать не ранее конца 2014-го.

С отставанием от графика

Напомним, что о старте проекта «Ё-мобиль» было объявлено весной 2010 года. В декабре этого же года в Москве, на Тверском бульваре, состоялась первая презентация образцов этой машины, внутри которых можно было посидеть, но они были не на ходу (см. «Ой, Ё!» в «Эксперт-Авто» № 1 за 2011 год).

Тогда руководители проекта заявили, что машины появятся в продаже весной 2012 года и серийный вариант автомобиля вот-вот будет представлен. Однако начиная с конца 2011-го проект начал буксовать: осенью на Франкфуртском автосалоне компания показала предсерийный концепт, но он мало того, что был не на ходу, у него даже не открывались двери и того, что у машины внутри, увидеть было нельзя.

2012 год вообще ознаменовался информационным вакуумом вокруг проекта: о его ходе почти не было никаких вестей. В конце прошлого года за невыполнение плана с поста генерального директора «Ё-авто» был уволен Андрей Бирюков. Сейчас создатели «Ё-мобиля», ссылаясь на организационные трудности, говорят, что проект, хоть и с задержкой, продолжает реализовываться.

Принципиально другой гибрид

Поначалу создатели «Ё-мобиля» планировали выпускать его в трех основных вариантах: «Ё-кроссовер» (автомобиль с увеличенным дорожным просветом), городской семейный пятидверный хэтчбек «Ё-микровэн» и легкий коммерческий автомобиль («Ё-фургон»). На Дмитровском полигоне было объявлено, что пока в компании решили остановиться на одной модели — «Ё-кроссовер», который позиционируется производителем как удобный и проходимый городской автомобиль. По своей сути «Ё-кроссовер» — это хэтчбек с увеличенным дорожным просветом, по размерам он чуть меньше, чем, например, Nissan Qashqai, и чуть больше, чем Nissan Juke.

Главная отличительная черта конструкции «Ё-мобиля» — его гибридная силовая установка, которая не имеет аналогов в мире. Ее ключевой элемент не литиево-ионные аккумуляторы (как у ведущих мировых производителей гибридов), а конденсаторы. Создатели «Ё-мобиля» заявляют, что конденсаторы имеют ряд ключевых преимуществ: во-первых, они гораздо дешевле батарей. Во-вторых, они намного быстрее заряжаются — одного-двух торможений достаточно, чтобы конденсаторы «Ё-мобиля» полностью зарядились (заряжаются они в том числе по принципу рекуперации энергии во время торможения). В-третьих, ко