«Мечел» позаботился о длине

Русский бизнес
Москва, 19.07.2013
«Эксперт» №29 (860)
На Челябинском меткомбинате запущен новый рельсобалочный стан. Проект важен для страны, РЖД, строителей, но ситуацию с финансами самого «Мечела» изменит не сильно

Фото предоставлено компанией «Мечел»

На Челябинском металлургическом комбинате запущен новый универсальный рельсобалочный стан (УРБС), способный выпускать рельсы длиной 100 метров. Огромный полуторакилометровый цех и трехкилометровый конвейер обошлись «Мечелу» во внушительную сумму 715 млн долларов, но зато компания получила производство, выстроенное практически с нуля. Теперь ЧМК может производить длинномерные рельсы и балки длиной от 12 до 100 метров и рассчитан на выпуск до 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Для ЧМК, имеющего мощность порядка 5 млн тонн стали, открытие стана означает производство сортамента более высокого передела. Для страны стан — это перспектива отвоевать очередную нишу отечественного рынка у иностранных поставщиков рельсов и балок. Но для «Мечела» окончание одного из крупнейших инвестиционных проектов вряд ли сулит серьезное изменение финансовой ситуации.

Под наблюдением

Челябинский меткомбинат является одним из крупнейших российских металлургических предприятий. Он располагается на севере Челябинска и занимает огромную площадь в 22 квадратных километра. Когда попадаешь на территорию этого города в городе, словно возвращаешься в социалистическое прошлое. Чисто выметенные улицы, покрашенные бордюры — и старый асфальт с неаккуратно подстриженными газонами. В заводских столовых — нормы калорийности для рабочих тяжелой промышленности, графики выдачи молока. К тому же постоянное ощущение, что находишься под колпаком, что неудивительно, ведь ЧМК — режимный объект. За несколько часов пребывания там корреспондент «Эксперта» четыре раза убедился в бдительности охраны — следовать можно было только разрешенным маршрутом, ни шагу в сторону. При этом бдительность проявляли не сотрудники ФСО и ФСБ, прибывшие на ЧМК в связи с приездом премьер-министра Дмитрия Медведева, а обычные рабочие завода.

Главной артерией многокилометровой территории ЧМК является железная дорога, именно она обеспечивает непрерывную и связанную работу гиганта тяжпрома. Железка постоянно пересекается с автомобильными дорогами. Кроме того, всю территорию комбината опоясывают трубопроводы. И все это вокруг огромного числа цехов, фабрик, градирен и прочей инфраструктуры, которая активно отстраивается на ЧМК более полувека.

На фоне закопченных зданий новый, выкрашенный в голубой цвет цех УРБС выглядит действительно высокотехнологично. Полуторакилометровый ангар оснащен самым современным оборудованием от итальянской Danieli: Россия, выпускающая самые высокотехнологичные стали в мире, вынуждена закупать оборудование в Италии. А строительством и инжинирингом занималась китайская MinMetals Engineering Co. В итоге за два года был отстроен новый цех, главная цель которого — импортозамещение.

Балка и рельс

За последние четыре года баланс внутреннего рынка рельсов сильно поменялся. Если еще в 2009 году 98% потребностей в рельсах закрывалось отечественными производителями (в основном Evraz Group), то по итогам 2013 года почти каждый третий километр уложенных рельсов оказался импортным.

Все это время российские п

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (860) 22 июля 2013
    Макроэкономический прогноз
    Содержание:
    Предпоследняя надежда

    Катастрофические прогнозы сваливания экономики в рецессию и сильной девальвации рубля осенью не имеют под собой достаточных оснований. Отказ от «бюджетного правила» и распечатка нефтегазовых фондов породят новые проблемы. Но о них мы подумаем позже

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама