Коротко

Повестка дня
«Эксперт» №32 (862) 12 августа 2013

Рынок планшетов:  рост и удешевление

Поставки планшетов в Россию во втором квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли вдвое — до 1,960 млн штук, сообщает компания IDC. Лидирует по-прежнему Samsung (14,9% от всех поставленных за отчетный период планшетов в штуках). Apple занимает второе место (14,4%), но в денежном выражении остается на первом. Средняя цена планшетов продолжила падение и по результатам второго квартала составила 320 долларов. Самая популярная операционная система по-прежнему Android (78,9% рынка), за ней идут iOS (14,4%) и Windows (2,9%).  

Авиация: «Трансаэро» задумалась об IPO

«Трансаэро» уже в 2014–2015 годах может провести IPO, заявила гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова. Необходимость в этом возникла из-за интенсивного развития бизнеса авиакомпании, быстрого роста пассажиропотока и стремительного расширения парка воздушных судов. Только в прошлом году пассажиропоток «Трансаэро» вырос на 22%, до 10,3 млн человек, а за первое полугодие нынешнего года — почти на 26%. При этом самолетный парк авиакомпании увеличился почти до 100 воздушных судов, большая часть из которых взята в лизинг. Но обратной стороной такого роста является высокая долговая нагрузка. По расчетам экспертов «Уралсиб Кэпитал», EBITDA «Трансаэро» едва покрывает процентные расходы: коэффициент EBITDA/проценты равен 1,3, а чистый долг/EBITDA уже превышает 7, что чрезвычайно много даже для авиационной отрасли. Пока что быстрый рост пассажиропотока поддерживает рентабельность и помогает обслуживать значительный долг. Но чтобы ситуация не вышла из-под контроля, компания должна сократить долговую нагрузку. И лучше всего это сделать при помощи публичного размещения акций.   

Воздушный транспорт: МЭР против квоты на пилотов-гастарбайтеров

Минэкономразвития отказалось поддержать разработанный Минтрансом проект постановления правительства о приеме на работу иностранных пилотов в российские авиакомпании. Там считают, что предложенная ведомством ежегодная квота в 200 иностранных авиаторов «не обоснована» и «не решает проблему дефицита кадров». С 1995-го по 2009 год, указывают в МЭР, выпуск пилотов из российских летных училищ не превышал 160 человек в год, а уходит с летной работы по разным причинам около 700 человек в год. Сейчас ежегодная потребность отрасли в летном составе оценивается примерно в 1,5 тыс. человек. Только «Аэрофлоту» в нынешнем году потребуется около 160 первых пилотов и примерно столько же «Трансаэро». А дефицит командиров у «ЮТэйр» оценивается почти в 100 человек на ближайшие два года. Так что квоту надо либо существенно увеличить, либо вообще отменить. Правда, против этого резко возражают российские профсоюзы, считающие, что первоклассные летчики к нам в любом случае не придут, а вот уровень безопасности полетов может снизиться.     

Телеком: сделка на миллиард

За 1,18 млрд долларов «Мегафон» покупает оператора «Скартел» (Yota) у компании Garsdale, принадлежащей Алишеру Усманову и являющейся мажоритарным а