На Керимова Лукашенко нашелся

Русский бизнес
Рынок калия
«Эксперт» №32 (862) 12 августа 2013
«Уралкалий» разорвал торговый союз с несговорчивыми белорусскими партнерами. Калийный рынок ожидает падение цен и заморозка части проектов, что, впрочем, не спасет его от перепроизводства
На Керимова Лукашенко нашелся

В калийной отрасли радикальные перемены. Лидер мирового рынка российский «Уралкалий» в конце июля объявил о выходе из торгового альянса с третьей в мировой калийной табели о рангах компанией — «Беларуськалием». Выступая последние восемь лет единым фронтом и ограничивая производство, две компании поддерживали цены на высоком уровне. Олигопольный калийный рынок долгое время был золотой жилой для инвесторов, но теперь это в прошлом.

Российская компания открыто заявляет о готовности демпинговать и максимизировать объемы продаж. Сразу после неожиданной новости акции ведущих калийных компаний всего за один день упали на десятки процентов. Отрасль потеряла порядка 20 млрд долларов капитализации, российской бирже даже пришлось приостановить торги ценными бумагами «Уралкалия». Эксперты гадают: почему российская компания пошла на такой неоднозначный шаг и каковы будут его долгосрочные последствия?

Глобальная дуополия

Калийный рынок на фоне рынков других агрохимикатов всегда отличался особой привлекательностью — конкуренции поменьше обычного, а цены и рентабельность повыше. Дело в его особом устройстве.

Производства привязаны к немногочисленным месторождениям калийных солей. Сам рынок консолидирован — крупных производителей можно пересчитать по пальцам (см. график 1). Около 80% калийной продукции экспортируется (география месторождений с центрами потребления не совпадает), но половина этого объема расходится по «домашним» — близлежащим рынкам, которые поделены между разрозненными игроками. Другая половина экспорта в рамках трансконтинентальной торговли попадает в несколько крупных аграрных держав, где сосредоточено основное потребление этого агрохимиката, — в Бразилию, Индию, Китай, государства Юго-Восточной Азии. Китайские и индийские трейдеры покупают хлоркалий в огромных количествах в рамках среднесрочных контрактов, которые становятся ориентирами для всего рынка. Им бы править бал, ведь излишки товара может поставить любой из десятка игроков, так что конкуренция за право работать с ними максимальна. Но производители с этим пагубным для себя явлением научились бороться.

На калийном рынке образовалось два равновеликих торговых картеля, объединяющих игроков по географическому принципу. Один из них, Canpotex, включает в себя трех производителей, разрабатывающих крупнейшее Саскачеванское месторождение в Канаде; склонность к совместной торговле проявили и предприятия, оставшиеся на просторах бывшего СССР. Две группы вместе контролируют порядка 60% производства и 70% экспорта калийных удобрений. Они соблюдают «дисциплину», — демпинговать не принято, себе дороже обойдется.

После распада СССР компании «Сильвинит» и «Уралкалий», осваивающие второе по значимости калийное месторождение в Пермском крае, а также «Беларуськалий», работающий под Минском, стали работать на экспорт через единую торговую структуру — Международную калийную компанию. Затем торговый союз распался, но на смену ему быстро пришел новый. Амбициозный собственник «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев убе