Новая жизнь Чебурашки

Русский бизнес
«Эксперт» №32 (862) 12 августа 2013
Новая жизнь Чебурашки

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) решила стать единоличным собственником чешского авиазавода Aircraft Industries, выпускающего сейчас только один продукт — турбовинтовые самолеты L-410 для местных воздушных линий, которые еще в советское время прозвали «чебурашками». «У нас уже есть 51 процент акций этого предприятия, а в течение недели мы должны подписать соглашение о покупке оставшихся», — заявил глава дочерней структуры УГМК — «Уктус-авиа» Тимур Азерный. Ни сумму сделки, ни другие ее параметры менеджер не назвал. Но если учесть, что с момента приобретения контроля над авиазаводом в 2008 году УГМК вложила в него порядка 50 млн евро, то оставшийся пакет вряд ли обойдется металлургам дороже 20–25 млн евро.

Главная цель сделки — провести комплексную модернизацию производства и по возможности расширить модельный ряд. Это просто необходимо для того, чтобы быстро захватить российский рынок воздушных судов малой вместимости при минимальных рисках. Дело в том, что ни в СССР, ни в России самолетов типа L-410 никогда не выпускали. Между тем потребность нашей страны в воздушных судах такого класса до 2030 года ГосНИИ гражданской авиации оценивает в 450–800 штук. Более того, российские власти уже приняли решение о выделении бюджетных средств и для субсидирования авиаперевозок на местных воздушных линиях, и для создания собственного производства таких лайнеров. Правда, замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь предельно четко дал понять, что «основная мера господдержки будет связана с созданием научно-технического задела по разработке нового самолета на 12–19 мест». Причем «эта разработка должна содержать какие-то прорывные технологии в части эффективности расхода топлива». Проблема, однако, в том, что ничего подобного в L-410 нет и в помине.

Самолет, способный перевозить 19 пассажиров на расстояние до 1,4 тыс. км, был разработан еще в конце 1960-х годов и во всех отношениях морально устарел. Но на его популярности в России это никак не сказывается. С приходом УГМК Aircraft Industries увеличил производство L-410 с 6 до 16 штук в год. Причем большая их часть поставляется как раз в нашу страну. В России L-410 довольно активно эксплуатируется в авиакомпаниях Оренбургской области, Хабаровского края, Бурятии, Коми и проч. А буквально на днях стало известно, что такие самолеты намерены закупить авиаперевозчики из Иркутска. «По L-410 только нашему региону нужно минимум 10 штук, — говорит губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. — А если мы объединим потребности всех субъектов, то будет уже сотня».

Тем не менее очевидно, что УГМК постарается сделать все возможное, чтобы не только насытить российский рынок, но и по максимуму использовать поддержку государства. Как заявил гендиректор компании Андрей Козицин, в 2015–2016 годах планируется вывести на рынок новую модель L-610, в которой от прежнего самолета останется «только фюзеляж». «Кабина, двигатели и крылья — все будет новое», — сообщил глава УГМК. Новая версия самолета будет оснащаться и дополнительны