Дорога не туда

Международный бизнес
Германия
«Эксперт» №34 (864) 26 августа 2013
Немецкие железные дороги переживают один имиджевый кризис за другим. Жесткая программа экономии на персонале и отход от корней превратили некогда самую уважаемую транспортную компанию Европы в посмешище
Дорога не туда

«Необъяснимое событие произошло на вокзале города Майнц: скоростной поезд, пропавший семь лет назад, прибыл на перрон со всеми пассажирами» — журналисты сатирического издания Der Postillon, специализирующегося на выпуске подчеркнуто невероятных новостей, дали волю своему воображению, издеваясь над немецкой железнодорожной компанией DB (бывшая Deutsche Bahn).

Конечно, шутка немецких юмористов возникла не на пустом месте. В последние годы немецкие железные дороги упорно попадали в одну нелепую ситуацию за другой. В апреле этого года скоростной поезд ICE встал на четыре часа в туннеле с выключившейся вентиляцией и сломавшимися туалетами. В мае машинист скоростного экспресса забыл сделать плановую остановку на вокзале города Гёттинген и остановился только через 125 километров, в Ганновере. Через два месяца, в июле, другой скоростной поезд, ехавший из Кельна в Берлин, из-за ошибок перевода стрелок был отправлен на другой вокзал. И это еще не все. В Берлине уже несколько лет подряд DB, которому принадлежат городские электрички, не может решить проблему замены износившихся колес вагонов — и просто прореживает график движения поездов. Еще раньше, в жаркое лето 2010 года, у скоростных поездов массово отказывали кондиционеры, а поскольку естественная вентиляция вагонов технически невозможна, десятки пассажиров были госпитализированы из-за тепловых ударов. Тогда же у одного из поездов ICE на ходу отвалилась обычно герметично закрытая дверь вагона.

Иными словами, раздражения у немцев накопилось много. Однако последний случай поразил страну масштабом. Почти целую неделю крупнейшая европейская транспортная компания не могла справиться с кризисом, возникшим практически на пустом месте. Новым символом позора немецкой железной дороги стал город Майнц — столица федеральной земли Рейнланд-Пфальц, расположенная в Западной Германии, недалеко от Франкфурта. Центральный вокзал этого важного транспортного узла внезапно перестал справляться с приемом поездов.

Вокзал без управления

Причиной транспортного коллапса в Майнце стало отсутствие на вокзале диспетчеров. В обычное время на майнцском транспортном узле работало не менее 15 диспетчеров. Однако в середине августа пятеро из них оказались на больничном, еще трое находились в отпуске. В прежние годы выбывание половины состава диспетчеров могло бы сойти компании с рук. Однако в последние годы железнодорожный концерн DB последовательно проводил политику экономии, сокращая персонал. В итоге потеря восьми сотрудников из пятнадцати полностью парализовала вокзал Майнца. Железнодорожный узел не смог ни принимать, ни отправлять поезда. Пассажирские и грузовые составы стали направляться в объезд узлового пункта.

Чрезвычайное положение продлилось неделю, глава DB Рюдигер Грубе прервал свой отпуск. Бывший глава компании Хартмут Медорн, при котором началась активная программа экономии, лично звонил находящимся в отпуске диспетчерам и просил их досрочно выйти на работу. Своего раздражения случившимся не скрывали даже руководители кон