Однажды на ближнем Западе

Культура
Владивосток
«Эксперт» №36 (866) 9 сентября 2013
Из Азии российский Дальний Восток может выглядеть совсем не так, как из Москвы, но пока там его не могут как следует разглядеть
Однажды на ближнем Западе

«Я никогда раньше не слышала о Владивостоке, но было очень интересно сюда попасть, оказывается, до России лететь не десять часов, а три», — говорит мне китайская художница И Чжоу, главная звезда 8-й Владивостокской биеннале искусств, проходившей в городе в последние две недели августа. И Чжоу, известная сотрудничеством со знаменитыми модными брендами, привезла во Владивосток новые видеоинсталляции — их показывали целую неделю на одной из городских набережных.

В сентябре 2012 года во Владивостоке прошел саммит АТЭС, который стал кульминацией государственных усилий по вовлечению российского Дальнего Востока в восточноазиатскую политическую и экономическую среду. Азиатские политики и бизнесмены, проведя несколько дней в университетских общежитиях на острове Русский, уехали и больше не возвращались, но затраченные усилия, кажется, начали приносить свои плоды, хотя и не совсем те, на которые рассчитывали в Москве. Вместо инвесторов в дорогих костюмах, для которых так и не построили хороших гостиниц, город заполонили китайские и японские художники и музыканты в джинсах и майках.

В России уже был один эксперимент по культурному переформатированию Владивостока — обращенный на Запад пермский проект Марата Гельмана, закончившийся фактическим изгнанием знаменитого галериста после смены власти в регионе. Ярковыраженный азиатский (или даже тихоокеанский) культурный вектор Владивостока кажется чуть менее искусственным и привнесенным извне и потому имеет больше шансов на реализацию. Да и главного пророка «нового Владивостока» — Илью Лагутенко — выгнать из города будет, пожалуй, невозможно. С одной стороны, он там давно не живет, с другой — представить себе современный Владивосток без него просто немыслимо.

Фантастическая реальность

«В августе тут и правда весело, но зимой тухловато. Единственное оживление было, когда весь город снимался в клипе “Мумий Тролля” на песню “Четвертый троллейбус”», — рассказывает владивостокская художница Анна Парменова. Кульминация клипа: Илья Лагутенко, играя на дудочке, ведет куда-то разрастающуюся толпу горожан, причем в первом ряду вместе со всеми весело шагает и владивостокский мэр Игорь Пушкарев.

Лагутенко — главный герой современного Владивостока, «Мумий Тролль» — единственное, что за двадцать лет город смог предложить стране и миру (в последние пару лет «Мумий Тролль» записывает альбомы на английском и активно гастролирует в США, Европе и Азии).

«Я помню первый концерт группы во Владивостоке после того, как он получил известность в России, туда шел весь город, это было невероятное ощущение», — рассказывает преподаватель Дальневосточного федерального университета Иван Зуенко. Всероссийское пришествие «Мумий Тролля» стало здесь катализатором бурного взлета музыкальной жизни в конце 1990-х. Местные любители музыки до сих пор вспоминают о тех временах с ностальгией, в начале нулевых это движение фактически закончилось — кто-то ушел в бизнес, кто-то уехал покорять Москву и там затерялся. Но славное прошлое все время дает о себе з