Российские ERP наступают

Спецвыпуск
Hi-Tech
«Эксперт» №37 (867) 16 сентября 2013
Компания 1С, крупнейший отечественный производитель систем автоматизации предприятий (ERP), представила ряд новых продуктов, с которыми она может вступить в конкуренцию с такими мировыми гигантами, как SAP, Oracle и Microsoft
Российские ERP наступают

«1С: Предприятие 8.3» и «1С: Управление предприятием (ERP) 2.0» — так называются новые продукты от компании 1С, которые были представлены на недавней ежегодной конференции и знаменуют собой новый этап освоения рынка крупнейшим российским производителем информационных систем управления предприятиями.

В 1С шутят: «В России слова “1С” и “бухгалтерия” неразделимы, как в свое время фраза “Слава КПСС”». Действительно, в начале 1990-х 1С начинала с разработки программ для автоматизации бухгалтерского учета. Компании удалось наладить взаимодействие с российскими налоговыми органами (впрочем, они тоже были заинтересованы, чтобы бухгалтеры имели хороший инструмент для отчетности), и «1С: Бухгалтерия», оперативно реагирующая на изменения непостоянного российского законодательства, стала обязательной составляющей деятельности каждой отечественной компании.

Постепенно у 1С появлялись решения не только для бухгалтерии, но и для склада, отдела персонала, взаимоотношений с клиентами — словом, для всех важнейших сторон деятельности современных предприятий. В 2003 году 1С выпустила информационную платформу «1С: Предприятие 8», которая стала довольно успешно распространяться на рынке.

Согласно данным IDC, если в 2003 году 1С даже не попадала в список ключевых игроков российского рынка информационных систем управления предприятиями, то в 2005-м ей уже принадлежало 9,7% рынка, в 2007-м — 14%, в 2009-м — 22%, а сейчас компании принадлежит более 30% рынка (см. графики 1 и 2).

Сегодня, по заявлениям представителей 1С, решениями компании пользуется более 1 млн российских коммерческих предприятий и государственных учреждений. Впечатляет и рост продаж. Их компания официально не раскрывает, но, по данным «Эксперта», полученным из источников, близких к компании, если в 2003 году годовые продажи 1С составляли порядка 60 млн долларов, то по итогам прошлого года они приблизились к 900 млн долларов.

Каковы же причины успеха 1С? С одной стороны, с начала 2000-х компания попала на волну роста российской экономики, когда небольшие предприятия быстро становились средними и крупными. Они уже пользовались как минимум продуктом «1С: Бухгалтерия» и делали выбор в пользу решений 1С для автоматизации других бизнес-процессов.

Второе слагаемое успеха — уникальная, не имеющая аналогов в мире партнерская сеть. Штат 1С не так уж велик — порядка тысячи сотрудников. Однако сеть партнеров, то есть тех, кто внедряет и обслуживает продукт, поистине огромна: она насчитывает 6,7 тыс. внедренческих компаний в 750 российских городах, где работает более 100 тыс. ИТ-специалистов.

Уникальность партнерской сети 1С в том, что она построена по принципу франчайзинга, чего не практикуют ведущие мировые производители ERP-решений. В этой системе партнеры 1С зарабатывают больше, чем партнеры крупных иностранных игроков: по сути, они платят только за лицензию и берут себе выручку от внедрения и обслуживания.

До недавнего времени решения 1С были ориентированы на мелкие и средние предприятия. С выходом же новых прод

Конкурентное противостояние российских и иностранных производителей на отечественном рынке ИТ-решений для предприятий оценивает Илья Юрьев, заместитель генерального директора SAP СНГ:

Илья Юрьев 104_expert_37.jpg
Илья Юрьев

— Конкуренция, безусловно, существует. Причем она есть и за пределами локального рынка: многие российские производители ПО активно продвигают свои продукты в странах СНГ, так что на этих рынках мы с российскими разработчиками находимся в схожем положении — боремся за клиентов как международные компании, пришедшие на рынки других стран. В такой борьбе важны сильный бренд и возможность показать реальные результаты, опыт, компетенции.

Исторически сложилось, что российские разработчики создавали решения в основном для небольших компаний. Поэтому далеко не все могут показать в своих продуктах ту широту функционала и те лучшие практики, которые уже накоплены ведущими мировыми вендорами. Именно такие решения востребованы сегодня крупными холдингами и производственными предприятиями. На этом рынке конкурируют в основном ведущие поставщики комплексных систем для управления бизнесом. Что касается сегмента средних и небольших предприятий, то здесь локальные и мировые бренды действительно противостоят друг другу.

Выход западных компаний на российский рынок, действительно, происходил «сверху»: сначала мы поставляли мощные решения для автоматизации крупных компаний. Но с тех пор прошло уже много времени, и картина изменилась кардинально. Сегодня SAP получает 50 процентов своего оборота от продажи преднастроенных коробочных решений, таких как SAP Business All-in-One и SAP Business One. Это решения для небольших компаний, так что давно пора развенчать миф о том, что SAP могут себе позволить только отраслевые гиганты. Эта тенденция также носит глобальный характер: около 80 процентов наших клиентов по всему миру — малые и средние компании. В России этот показатель составляет порядка 50 процентов и активно растет. Надо сказать, что это самые требовательные заказчики, которым необходимо решать реальные бизнес-задачи при минимальных бюджетах. Нашим экспертам приходится прикладывать огромные усилия, чтобы удовлетворить их потребности.

Говоря о гибкости западных решений, хочется отметить, что в продуктах SAP, как и во многих других решениях, есть возможность самостоятельного моделирования бизнес-процессов. Да, мы предлагаем нашим заказчикам лучшие практики, но не навязываем их. Система с уже настроенными процессами удобна для тех компаний, которые ставят перед собой стратегические цели, более масштабные, чем внедрение отдельно взятых информационных систем. Такие компании стремятся повысить эффективность бизнеса и обеспечить его стабильное развитие в долгосрочной перспективе. Поэтому они идут на изменение своих бизнес-процессов после тщательного и всестороннего анализа — насколько такие изменения нужны, какую отдачу принесут. Любую трансформацию бизнес-процессов невозможно оценить в отрыве от цели, для достижения которой она проведена, и от достигнутого результата.

В конечном счете все зависит от потребностей пользователей и компании в целом. Должна быть свобода выбора, ведь мы работаем на открытом, глобальном рынке. Для кого-то важно работать с локальным игроком, а кто-то будет заинтересован в получении лучших международных практик и выберет продукты SAP для малого и среднего бизнеса.