Возвращение в Тарусу

Культура
Память
«Эксперт» №37 (867) 16 сентября 2013
Белла Ахмадулина очень любила Тарусу, теперь памятник ей стоит там, на высоком берегу Оки
Возвращение в Тарусу

Борис Мессерер, виднейший художник-сценограф, живописец, а теперь и скульптор, сделал все для того, чтобы в минувшую субботу в Тарусе был открыт памятник Белле Ахмадулиной.

Памятник водружен в сквере на высоком берегу, над величавой излучиной Оки — прекрасная осенняя Россия простирается окрест, дует ветер, облака отражаются в реке, с одной стороны возвышается кафе «Ока», с другой — памятник Марине Цветаевой, установленный тем же Борисом Асафовичем лет семь назад. В тот раз он выступил в роли архитектора, теперь же вынужден был еще и освоить профессию скульптора — сколько он ни думал, кому заказать скульптуру, понятно было, что никто не вложит в этот памятник столько любви, сколько было у него к жене, умершей в 2010 году. Любви и правильного понимания ее взволнованного таланта.

«Алчно сочувствую прибыли света», — писала она про Тарусу, куда муж привозил ее в Дом творчества писателей и где она могла отрешиться от суеты советской столицы и вдохновиться пейзажами с особой неповторимой освещенностью, отражениями небес и зыбкой рябью вод.
«Лицо — это свет», — писала она, и Борис Мессерер, проникнувшись светом этих слов, воплотил их в своей скульптуре, где все линии очень просты и главным оказывается лицо со взглядом, устремленным вдаль, и лицо — это, конечно, способ души выражать благородство, по словам поэтессы.

Таруса — прекрасный русский городок, основанный в середине тринадцатого века. Русская интеллигенция полюбила его за красивые виды и аутентичность, там всегда жили видные деятели культуры. И живут до сих пор.