Европейский авторынок: перезагрузка

Международный бизнес
Автомобильный рынок
«Эксперт» №38 (868) 23 сентября 2013
Автосалон во Франкфурте впервые за последние годы прошел на оптимистичной ноте: на европейском авторынке «появился свет в конце тоннеля». На поднимающейся волне позитива европейский автопром стремится обрести новое лицо
Европейский авторынок: перезагрузка

Еще недавно ведущие европейские автомобильные выставки называли играющим оркестром на борту тонущего «Титаника». Однако на завершившемся на прошлой неделе Франкфуртском автосалоне была слышна другая, более жизнеутверждающая музыка.

По мнению участников ведущего автомобильного смотра Старого Света, плохие новости заключаются в том, что продажи в Европе продолжают падать (см. график 1) — по данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), регистрация новых автомобилей в странах Евросоюза за восемь месяцев текущего года снизилась на 5,2%.

Хорошие же новости заключаются в том, что, судя по всему, падение продаж скоро остановится — на рынке стали заметны признаки стабилизации. Так, по итогам июля прирост регистрации новых машин в странах ЕС составил 5%, на 2% по результатам июля увеличился крупнейший в Европе рынок Германии (правда, по итогам августа он опять опустился на 5%). Ряд европейских стран показывает заметный прирост: по результатам восьми месяцев текущего года рост регистрации новых машин наблюдается в Бельгии, Дании, Эстонии, Венгрии, Польше, Португалии, Словении, Норвегии. Наконец, впечатляющий скачок демонстрирует третий по величине авторынок Евросоюза — Великобритания, где с января по август продажи новых машин поднялись на 10%.

«Хуже уже не будет», «показался свет в конце тоннеля» — в таких формулировках о будущем европейского рынка высказывались на выставке топ-менеджеры европейского автопрома. «Мы уже достигли дна, продажи в Европе стабилизируются, — отметил в интервью “Эксперту” Роэлант де Ваард, вице-президент по продажам, маркетингу и сервису Ford of Europe. — В ближайшие несколько лет объемы продаж в Европе будут оставаться на уровне 12–13,5 миллиона автомобилей в год, и далее мы ожидаем, что продажи начнут расти».

Новое лицо европейского автопрома

Позитивный настрой на выставке во Франкфурте выразился прежде всего в том, что здесь было как никогда много концепт-каров. Производители думают о будущем, все смелее подходят к поиску дизайнерских решений и не боятся рисковать, выбирая иногда весьма спорные стилистические идеи. Кто-то вдруг решает, что будущее за автомобилями брутального вида с доминированием рубленых линий. А некоторые, наоборот, убеждены, что потребителям будущего придутся по душе более плавные черты, образ которых навеян, например, океанскими волнами. Производители пытаются понять, что будет нужно покупателю в новой, послекризисной жизни? Наиболее актуальные запросы рынка уже становятся заметными: это — универсальность автомобиля, его экономичность, технологичность, наличие оригинальных стилистических решений.

Самые активные творческие поиски происходят в наиболее перспективных рыночных сегментах. Так, значительная доля представленных на выставке концептов новых автомобилей — кроссоверы, продажи которых сегодня в Европе демонстрируют впечатляющий рост: за первое полугодие 2013 года они увеличились на 38% (см. график 2).

В ближайшее время в этот сегмент собирается ворваться английская марка Jaguar: во Франкфур