Правильно поставить вопрос

Книги
Нон-фикшн
«Эксперт» №38 (868) 23 сентября 2013
Правильно поставить вопрос

Ален де Боттон, при всей его начитанности, едва ли специалист по творчеству Бориса Пастернака. Однако вполне мог бы подписаться под известными строками «во всем мне хочется дойти до самой сути — в работе, в поиске пути, в душевной смуте», потому что желание «дойти до самой сути» является сутью творческого метода де Боттона.

Немудрено, что после книг-исследований «Опыты любви» и «Радости и печали работы» он обратился к «поискам пути». И, не посрамив своего философского диплома, задался вопросами: зачем люди путешествуют? что такое ищут они в краю далеком, чего не могут обрести дома? что такое «экзотика» и что вообще такое «красивый пейзаж»? И в попытке ответить на эти простые, но глубокие вопросы он отправляется в путешествия — действительные (на Барбадос, в Нидерланды, в Арль, в Озерный край) и в мнимые, литературные, «в компании» (то есть вооружившись произведениями) таких знаменитых писателей-путешественников, как Александр Гумбольдт, Гюстав Флобер, Уильям Вордсворт, Джон Раскин, Ван Гог (не писатель, но художник, научивший нас видеть простые яркие цвета Прованса) и даже Ксавье де Местр, автор «Путешествия вокруг моей комнаты».

Ответы де Боттона кажутся то очевидными, то обескураживающими. Путешествовать необходимо, потому что, оторвавшись от привычной рутины, мы можем по-новому взглянуть на нашу жизнь; «порой то, что мы с восторгом воспринимаем за границей как экзотику, на самом деле является именно тем, чего нам так не хватало дома». И наконец, «главное для путешественника и исследователя — это правильно поставить вопрос, обращенный к окружающей реальности, к миру в целом». Без этого же долгожданное путешествие превращается в набор утомительных перемещений, не ради удовольствия, а лишь ради проставления «галочек» в формуляре, составленном чужими людьми.

Де Боттон Ален. Искусство путешествовать. / Пер. с англ. В. Правосудова. — М.: Эксмо, 2013. — 352 с. Тираж 3000 экз.