Рецепт умной пиццы

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №38 (868) 23 сентября 2013
Что нужно, чтобы выйти на рынок?- Не изобретать велосипед. Начните с чего-то знакомого. Найдите, как можно улучшить существующие товары или услуги. Тем более если вы вкладываете последние деньги
Рецепт умной пиццы

Такой способ организации производства использовали Мак и Дик Макдоналды. А еще раньше — Генри Форд. Речь идет о конвейере. Форд в свое время заметил: «Если двенадцать тысяч рабочих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль». В 1913 году он воплотил в жизнь два принципа: избавить рабочего от необходимости делать хотя бы один шаг и не допускать, чтобы тот наклонялся.

Спустя сто лет ничего лучшего не изобрели — только добавили новые технологии, что дополнительно сократило и издержки, и шансы человека на ошибку. Технологии создания массового продукта основатель компании «Додо пицца» Федор Овчинников, предприниматель из Сыктывкара, применил к приготовлению пиццы и разработал на ее основе модель, которую легко тиражировать. Каждый участник цепочки производства отвечает только за одно действие. Тот, кто раскатывает тесто, не наполняет его топингами, тот, кто ставит тесто в духовку, не достает его из холодильника. Действия доводятся до автоматизма, прогрессирует скорость исполнения. Каждый шаг фиксируется в общей системе, которая раздает сотрудникам персональные поощрения: восторженные аплодисменты или возгласы разочарования; игровой элемент дает работникам ощущение потока — видеть цели и работать лучше. Облачная система понимает стадию готовности, фиксирует заказы, накапливает статистику, прогнозирует. Программа позволяет Федору даже в пиковые часы спроса (например, в обед, когда пиццу заказывают из офисов, или в дождливые выходные, когда люди не прочь засесть с пиццей перед телевизором) работать без увеличения мощностей. «Узкое горлышко в производстве пиццы — это не печка. А линия, где производится пицца. Это вопрос организации труда», — объясняет решение задачи Овчинников.

За год до старта

За год до открытия «Додо пицца» в активе у Федора Овчинникова был опыт неудач и ошибок и 400 тысяч рублей, оставшихся после выхода из первого бизнес-проекта. С несколькими партнерами он занимался продажей книг. «Книга за книгой» прекратила свое существование во время кризиса. В тяжелые времена в Ирландии пошла на подъем продажа виски, которая была в упадке около ста лет. Но с умными книжками в России случилось ровно обратное. «Мы набрали много кредитов, тратили на развитие. Потом случился кризис. Продажи резко упали. И когда бизнес оказался в тупике, учредители начали ссориться. Я продал свою долю и вышел из проекта», — вспоминает Федор. Впрочем, ошибки — это не так уж и мало: усвоив урок, человек не повторит оплошности в самый неподходящий момент либо же будет знать, как их исправить. Кстати, свой неудачный опыт Федор зафиксировал в книге «И ботаники делают бизнес» — так что, несмотря на провал, он уже был довольно известной среди молодых предпринимателей фигурой.

Помимо такого полезного багажа было желание двигаться вперед и нежелание работать наемным сотрудником. «Я искал бизнес, который можно масштабировать. При этом хотел прийти на рынок, который уже создан. Не хочу изобретать велосипед. Просто хотел