Все на «фабрику»

Спецвыпуск
Лизинг
«Эксперт» №38 (868) 23 сентября 2013
На фоне сокращения железнодорожного лизинга крупнейшие компании переориентируются на розничные сегменты, выстраивая «лизинговые фабрики». Их запуск повысит доступность лизинга для клиентов, но усилит конкуренцию на рынке
Все на «фабрику»

Замедление рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, переросло в падение в первом полугодии 2013-го — объем новых сделок сократился на 17%. Новый бизнес за январь—июнь 2013 года составил 594 млрд рублей (см. таблицу 1). Причиной снижения объемов рынка стало двукратное сокращение объема сделок в железнодорожном сегменте. Смягчил падение сегмент авиализинга — объем сделок в нем за год вырос в семь раз, без учета этого сегмента падение рынка составило бы около 32%. Сокращение рынка, очищенного и от железнодорожного лизинга, и от авиализинга, — 10,5%. Совокупный лизинговый портфель на 1 июля 2013 года составил 2,47 трлн рублей (+17,6% по сравнению с 1 июля 2012 года; годом ранее было +54%).

В условиях снижения темпов развития экономики бизнес в первую очередь снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что сразу же отражается на рынке лизинга. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал за первое полугодие 2013 года сократились на 0,7% по отношению к первому полугодию 2012-го, в то время как в первом полугодии прошлого года прирост к соответствующему периоду 2011-го составил 12,2%.

«Нужно отметить еще один настораживающий аспект, — комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор “Сбербанк Лизинга”. — Показатели финансово-экономического развития России за первое полугодие 2013 года свидетельствуют: у значительной части российских предприятий снизились прибыль и темпы развития, а вместе с ними и уровень рентабельности производства. Это означает, что сроки окупаемости инвестиционных проектов значительно увеличиваются, что приводит к росту рисков и повышению кредитных ставок, поскольку финансирование предоставляется на длительные сроки. В итоге увеличение сроков окупаемости проектов приводит к еще большему удорожанию стоимости их реализации».

Структурная перестройка

В тройку лидеров рынка в первом полугодии 2013 года вошла компания «ТрансФин-М», при этом «Сбербанк Лизинг» поднялся с третьего места на второе. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» — 96,4 млрд рублей. (см. таблицу 2). В совокупности на тройку лидеров пришлось около 40% всего объема нового бизнеса (37% в 2012 году, 43% в 2011-м).

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний сократилась на 15 п. п., доля остальных компаний, наращивавших в этот период объемы сделок, существенно увеличилась (см. график 2).

Тенденция снижения доли железнодорожной техники, проявившаяся в 2012 году, сохранилась: в абсолютном выражении объем сегмента (новых сделок )сократился в два раза, а его доля снизилась с 55 до 34% (см. график 3). Прочие сегменты рынка (без учета железнодорожной техники) суммарно выросли на 20%. Наиболее стремительный рост продемонстрировала авиатехника: ее доля в новых сделках выросла с 2 до 20%, лидерами сегмента стали «ВЭБ-лизинг» (51 млрд рублей новых сделок) и «Сбербанк Лизинг» (41 млрд рублей). Среди сделок «Сбербанк Лизинга» — первый дл

МСФО временно не в фаворе

Развитие поточных лизинговых сделок меняет подход к фондированию лизингодателей: российские банки, традиционно привыкшие финансировать отдельные крупные контракты, постепенно осваивают и выдачу лимитов под будущий пул сделок. Это снижает потребность лизингодателей в поиске иностранного фондирования. К тому же международные рынки капитала весьма прохладно относятся сегодня к эмитентам второго-третьего эшелонов с развивающихся рынков. В результате мы не наблюдаем заметного роста популярности отчетности по МСФО. В 2012 году, по оценкам «Эксперт РА», 39 лизинговых компаний составляли отчетность в соответствии с международными стандартами (в 2011 году — 35, в 2009-м — 37, в 2008-м — 42). Аудит отчетности по МСФО за 2012 год проводили 75% лизинговых компаний (в 2011-м таких было 70%, в 2008-м — 85%).

В семи из компаний, составляющих отчетность по МСФО, велся полноценный параллельный учет по международным стандартам, а в 32 компаниях отчетность была подготовлена путем трансформации российской бухгалтерской отчетности (в 2011 году аналогичное соотношение составляло 4 и 31, в 2008-м — 8 и 34). В 68% случаев трансформация отчетности была проведена сотрудниками самих лизингодателей, в 32% трансформацию провели внешние консультанты (в 2011 году доля компаний, привлекающих внешних консультантов, была аналогичной).

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— Рынок «фабрик розничных продаж» растет, возможен приход новых игроков. Причиной стало уменьшение спроса со стороны крупных и средних клиентов. По сути, на рынке лизинга идет процесс, аналогичный тому, что мы наблюдали в банковском секторе два года назад. Оценивая будущее «розничных фабрик», нельзя не задаться вопросом, насколько это окажется выгодно в будущем. Заключить пять тысяч сделок можно, но как их обслуживать? Влияние «фабрик», развернутых «ВЭБ-лизингом», «ВТБ Лизингом» и другими, ощущается очень сильно. Итогом их деятельности, скорее всего, станет серьезный передел рынка. Конечно, крупные компании, выходя на розничный рынок, имеют мало опыта подобной работы. Но у них есть огромные финансовые ресурсы, которые, наряду с громким именем, позволяют привлекать лучших специалистов. По нашим прогнозам, второе полугодие нынешнего года мало будет отличаться от первого. Скорее всего, продолжится плавное замедление лизинговых продаж. Рынок нового оборудования очень чутко реагирует на негативные тенденции в экономике. Главные угрозы — дальнейшее уменьшение количества сделок у российских лизингодателей, в первую очередь в наиболее крупных сегментах рынка. Мы наблюдаем продолжение замедления рынка железнодорожных вагонов, продиктованное низкими арендными ставками. Сейчас в России нет таких серьезных инфраструктурных проектов, как подготовка к саммиту АТЭС и Олимпийским играм, для которых закупалось огромное количество дорожно-строительной техники. Сегодня техника, использовавшаяся на крупных стройках последних лет, выходит на рынок по более низкой цене, чем новая. Это способствует стагнации дорожного сегмента лизинга. Трудно оценить как оптимистическую и ситуацию в логистике, что, естественно, тормозит развитие лизинга автомобильной техники.