Франшиза в пакете

Русский бизнес / Франшиза Инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг» предлагает новый принцип работы на рынке франшиз: предприниматель получает деньги на развитие проекта с обязательным условием выкупить свою долю через пять лет
Рисунок: Сергей Жегло

Многих начинающих бизнесменов отпугивает высокий уровень затрат, необходимых для открытия, например, ресторана или магазина одежды. Первоначальный и сервисный взнос, роялти, затраты на аренду помещения и оборудования становятся неподъемной ношей для франчайзи. В России венчурные фонды и бизнес-ангелы — основные источники капитала для малого бизнеса — еще не развиты в достаточной мере. Но эта ниша понемногу заполняется, и в сфере франчайзинга появился свой представитель — инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг». Фонд предлагает новый инструмент для начинающих бизнесменов: он дает предпринимателю возможность приобрести любую франшизу из своего портфеля, заплатив минимум 10% ее стоимости. В портфеле компании популярные бренды: рестораны «Шоколадница», «Папа Джонс», Subway; супермаркет «Перекресток Экспресс»; магазины одежды Columbia и «Спортландия». Договор с предпринимателем заключается на пять лет, за это время он должен выкупить свою долю у фонда. Пока действует договор, фонд делится с предпринимателем своими финансами, опытом и знаниями, когда срок действия истекает — фонд забирает свою долю и выходит из проекта.

Франчайзи без внимания

По мнению экспертов из Российской ассоциации франчайзинга, сейчас темпы роста рынка франшиз (его общий объем очень грубо оценивается в 5 млрд долларов) немного снижаются, так как рынок постепенно насыщается новыми предложениями. Тем не менее ниша для роста остается достаточно большой, по-прежнему есть спрос на тиражируемые бизнес-модели, поэтому рост продолжается. Эксперты ожидают взрыва роста франчайзинга в секторе сервиса и B2B-услуг. При этом три четверти франшиз развивается в сфере торговли и общественного питания. Развитие бизнеса по франшизе тормозится из-за отсутствия внятной законодательной базы и закрытости самих франчайзеров — они не спешат предоставлять полную информацию о том, на каких условиях готовы сотрудничать.

Бренды, с которыми работает «Лайф Франчайзинг», видят серьезный потенциал рынка франшиз: к примеру, сеть «Шоколадница» собирается увеличить количество кофеен, открытых по франшизе, на 100% до конца 2013 года. По данным сайта «Шоколадницы», программа франчайзинга сети началась в 2008 году, уже открыто 49 кофеен.

Сейчас большинство франчайзеров продают франшизу сами, и приобретающие ее предприниматели часто оказываются предоставлены сами себе. Это может не только плохо сказаться на их бизнесе, но и причинить ущерб имиджу франчайзера. Поэтому и появляются специализированные посредники, которые плотно работают с начинающими бизнесменами-франчайзи. «Лайф Франчайзинг» — как раз пример такого специализированного фонда. Он появился на рынке в мае 2013 года, входит в финансовую группу «Лайф». К концу 2014 года создатели «Лайф Франчайзинга» планируют развить портфель совместных проектов до 1 млрд рублей. Фонд рассчитан на проекты общей стоимостью от 3 млн до 25 млн рублей. Инвесторы готовы вложить в конкретную франшизу до 15 млн рублей, а их партнер, в зависимости от проекта, должен располагать суммой