Вертикаль от поля до прилавка

Русский бизнес
Лидеры
«Эксперт» №42 (872) 21 октября 2013
Двадцать передовых российских производителей свинины по производственной эффективности ничем иностранцам не уступают. Вступление в ВТО и падение цен поставило крест на сверхприбылях, но их бизнес остается доходным
Вертикаль от поля до прилавка

После того как в начале прошлого десятилетия в России были выстроены таможенные редуты в виде пошлин и системы квотирования, животноводство пережило настоящий бум инвестиций. Возникло «новое сельское хозяйство» — крупное, высокотехнологичное, четко реагирующее на рынок и весьма конкурентоспособное. Сегодня это уже не просто точка роста, а крупный сегмент, который задает тон во всем секторе: «постсоветские» комплексы обеспечивают более половины производства мяса птицы и треть — свинины. Лакмусовая бумажка эффективности животноводческих хозяйств — коэффициент конверсии корма, показывающий, сколько условных единиц корма тратит предприятие на единицу привеса скота или птицы. В советские времена в свиноводстве этот показатель составлял от 8 до 11 единиц, у сегодняшних передовых российских компаний АПК он снижен до 3 и даже меньше. Передовики ничем не уступают лучшим иностранным предприятиям. Один из таких — холдинг «Агропромкомплектация», который в последние годы активно расширял свой свиноводческий бизнес. Даже в нынешнем году, когда цены на свинину резко обвалились из-за присоединения России к ВТО, а молочное направление показало отрицательную динамику, холдинг ввел в строй несколько крупных комплексов и более чем удвоил поголовье.

Мы решили поговорить с генеральным директором и контролирующим акционером агропредприятия Сергеем Новиковым о том, как организовать передовой аграрный бизнес, сколько можно на этом заработать и как решать проблемы, стоящие перед отраслью.

Десант из Казахстана

Когда вы начали заниматься сельским хозяйством?

— Когда я только научился ходить, мне сразу дали вилы и лопату, в сарае убирал за поросятами и телятами навоз, ходил сено косить с отцом. В молодости довелось за штурвалом комбайна открутить пять сезонов в студотряде. Я же выходец из Северного Казахстана, а там в социалистические времена, когда начиналась уборочная, всех «ставили под ружье».

А как пришли в агробизнес?

— Я работал в агрокомбинате «Боровое» начальником отдела снабжения. Это было громадное предприятие, которое входило в десятку крупнейших в СССР. В 1988 году я создал кооператив по нефондовому снабжению. Потом вышли законы об аренде, об акционерных обществах, мы переорганизовывались, но как было общество «Агропромкомплектация» изначально, так и остается, названия не меняли. В этом году нам исполнилось двадцать пять лет.

В России-то как оказались?

— В 1993 году на нашей бывшей родине начались серьезные проблемы вроде отключения электричества, воды и газа. Я основной костяк команды перевел в Зеленоград и в Тверскую область, в район города Конаково. На одном из мероприятий познакомились с местными людьми, завязались отношения. В Зеленограде мы построили торгово-офисный комплекс, собственную пекарню, цех по производству мясных и рыбных полуфабрикатов, организовали розничную сеть магазинов. Потом, когда обосновались, я перевез из Казахстана еще 450 человек. Встал вопрос, куда их пристроить. Поехали к главе Тверской области, говорим: «Надо что-то с людьми д

Группа компаний «Агропромкомплектация» — вертикально интегрированный холдинг, основные производственные активы которого расположены в Курской, Тверской и Московской областях. В состав холдинга входит 19 производственных единиц, формирующих четыре блока: растениеводство и кормопроизводство, животноводство (разведение свиней и молочного скота), переработка (хладобойни, мясной и молочный комбинат), оптовая и розничная торговля. Земельный банк компании составляет 53 тыс. га сельхозугодий, главным образом в форме пашни под корма и зерно. Основная специализация холдинга — свиноводство; в последние полтора года запущено несколько новых свинокомплексов, поголовье свиней более чем удвоилось и составляет 350 тыс. голов, по этому показателю «Агропромкомплектация» входит в десятку крупнейших российских производителей.

Объемы выпуска товарной продукции — 85 тыс. тонн свинины, 70 тыс. тонн переработанной мясной продукции, 70 тыс. тонн молока в год. Компания продвигает несколько брендов молочной и мясной продукции («Дмитрогорский продукт», «Искренне Ваш» и др.), розничная торговля представлена несколькими сетями магазинов в Центральном регионе, которые реализуют продукцию холдинга.

Число сотрудников — 3 тыс. человек. Выручка компании в 2012 году увеличилась на 40% и составила 6 млрд рублей. При этом холдинг получил около миллиарда рублей государственных субсидий, в основном в форме компенсации процентной ставки по кредитам.