Генератор инноваций

Спецвыпуск
Свердловская область
«Эксперт» №43 (873) 28 октября 2013
«Уральские локомотивы» — совместное предприятие Группы Синара и концерна Siemens — за короткий срок стали одним из лидеров отечественного транспортного машиностроения
Генератор инноваций

Предприятие «Уральские локомотивы» было организовано три года назад. За это время, по мнению генерального директора завода Александра Салтаева, «Уральские локомотивы» стали единственной в России специализированной промышленной площадкой для организации производства современных высокоскоростных электропоездов.

В сентябре этого года в рамках деловой программы IV Международного салона техники и технологий «Экспо-1520» ваша компания представила уже второй проект грузового магистрального электровоза.

— В 2010 году в рекордно короткие сроки мы разработали и произвели самый мощный грузовой электровоз постоянного тока «Гранит» последнего технологического поколения, аналогов которому на «пространстве 1520» нет.

Для этого же рынка был разработан и грузовой электровоз переменного тока с рабочим пока названием «Проект 11201». На наш взгляд, это очень перспективная машина. Она может эксплуатироваться по системе многих единиц с синхронным управлением сцепа из любой кабины машиниста и способна водить поезда массой до 9000 тонн. Успешное применение асинхронного тягового привода компании Siemens с поосным регулированием момента позволяет реализовывать высокую силу тяги. Расчетные показатели удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 15–20 процентов ниже, чем у последних отечественных моделей электровозов с коллекторным приводом, а межремонтные пробеги увеличены в пять раз. Жизненный цикл локомотива рассчитан на 40 лет.

В этом году вы также начали изготавливать скоростные электропоезда «Ласточка». При этом первоначально  предполагалось, что уровень локализации производства составит 55 процентов и только потом, к 2017 году, будет доведен до 80 процентов. Вы же уже на первом поезде достигли уровня локализации 62 процента. За счет чего?

— Чтобы достичь заданного уровня локализации, необходимо было в кратчайшие сроки расширить номенклатуру выпускаемых в России комплектующих, в первую очередь ликвидировать дефицит высокотехнологичных компонентов — систем безопасности, тормозных систем, электроники. И сейчас в проекте участвуют порядка 60 компаний-поставщиков.

Но есть еще один важный момент, имеющий решающее значение в локализации, — наличие квалифицированного персонала, включая менеджеров. «Уральские локомотивы» начали подбирать и обучать персонал, в том числе на заводе концерна Siemens в Крефельде, за полтора года до запуска производства «Ласточек» на предприятии. К 2017 году численность коллектива, задействованного в производстве скоростных электропоездов на «Уральских локомотивах», составит 1500 человек. В целом же, по предварительным оценкам, в рамках процесса локализации электропоездов «Ласточка» в разных регионах России будет создано более 10 тысяч новых рабочих мест по производству компонентов. В кооперационных поставках комплектующих будет участвовать более 150 российских предприятий.

Чем уральские «Ласточки» будут отличаться от немецких электропоездов, которые уже успели оценить жители и гости Казани и Сочи?

— Изменений довольно много. Внешний