Многочисленные элементы поддержки инвестиций в России работают сегодня автономно, по своим правилам, без координации друг с другом — и не отвечают потребностям индустриальных стартапов. Мы знаем, как исправить дело

Рисунок: Игорь Шапошников

Статья Сергея Нарышкина, председателя Государственной думы Федерального собрания РФ, опубликованная в журнале «Эксперт» (см. «Право и инвестиции» в № 34 за 2013 г.), произвела большое и неоднозначное впечатление в инвестиционных кругах. По целому ряду важнейших вопросов, поднятых в этом материале, эксперты Национальной инвестиционной ассоциации подготовили ответную статью.

Конечно, привлечение инвестиций зависит от инвестиционного климата. Однако, постоянно общаясь с инвесторами по поводу конкретных инвестпроектов в России, мы заметили, что многие трактуют инвестиционный климат намного шире, чем принято в нашей действующей системе определений. В понятие «инвестиционный климат» наряду с такими известными факторами, как инфраструктура, стабильность законов, льготы по налогообложению, уровень коррупции и другие страновые и политические риски, инвесторы включают еще один важнейший фактор — возможности для национального бизнеса реализовывать собственные инвестиционные проекты в своей стране. Именно этому фактору уделяется незаслуженно мало внимания в общей системе координат улучшения инвестиционного климата

Вместе с тем за рубежом, как в развитых, так и в развивающихся странах, этот фактор является ядром национальной инвестиционной политики. Многоуровневые инвестиционные системы разных стран, состоящие из институтов развития, банков, инвестиционных фондов и компаний, нацелены на развитие национального бизнеса. Наряду с этим, безусловно, осуществляется привлечение и внешних инвестиций. Но именно наряду с развитием национального бизнеса, а не вместо него.

В России уже много сделано для поддержки инвестиций и стимулирования инноваций: созданы многочисленные институты развития, многоуровневая система государственных гарантий. Однако огромное количество проектов строительства и модернизации производства, внедрения инноваций и расширения бизнеса не могут быть профинансированы даже частично с использованием государственной поддержки.

Мы выделим несколько барьеров, тормозящих привлечение инвестиций в экономику России.

1. Разобщенность и автономность институтов развития, дублирование функций. Многие инвестиционные проекты строительства и модернизации производства не подходят под параметры ни одного института развития как по своим размерам, так и по качественным характеристикам.

2. Отсутствие возможностей для большинства индустриальных проектов малого и микробизнеса получить государственные гарантии. Система государственных гарантий распространяется в основном на действующий бизнес. Для большинства проектов малого и микробизнеса, владельцы которого хотят построить заводы и стать средним бизнесом, в настоящее время отсутствует возможность получения государственных гарантий.

3. Отсутствие заинтересованности отечественных банков в финансировании инноваций, нового строительства и модернизации производства. Нормативы ЦБ РФ ориентируют коммерческие банки в основном на кредитование действующего производства, а не на новое строительство и модернизацию.

4. Отсутствие яс

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (873) 28 октября 2013
    Кризис
    Содержание:
    Записки для Белого дома

    Делая ставку на экономию и институциональные реформы, правительство лишь усугубляет экономическую рецессию. Экономисты видят выход в активном и безотлагательном наращивании инвестиций как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. И утверждают, что деньги в стране для этого есть

    Политика
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама