Стандартные нестандартные клиенты

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №45 (875) 11 ноября 2013
На что делаете ставку? - На комфортность и качество
Стандартные нестандартные клиенты

сфера деятельности: производство и продажа обуви нестандартных размеров

стартовые вложения: Период 2005–2008 гг. - инвестированно 5 000 000 руб., банковские кредиты и обственные средства

Еще в середине 2000-х ситуация на рынке обуви нестандартных размеров была катастрофической. Женщинам с размером ноги от 32-го до 35-го и от 42-го до 45-го, а также мужчинам, носящим 34–37-й и от 46-го до 52-го, приходилось нелегко. Выбор был невелик: либо покупать обувь в детском отделе, либо отнимать кроссовки у баскетболистов. Ну или за большие деньги заказывать индивидуальный пошив. При этом, по разным оценкам, выпадает из размерной сетки массовых производителей обуви каждый 15–20-й взрослый. То есть в России таких людей несколько миллионов. Лето, зима, межсезонье, разные случаи жизни — каждому нужно не по одной паре обуви.

С кончиной Советского Союза, а с ним и плановой экономики, когда фабрики должны были производить, а магазины закупать обувь, даже не пользующуюся массовым спросом, рынок расставил приоритеты: товар не должен залеживаться на полке, а значит, производятся и закупаются только ходовые размеры. Дефицит продлился лет десять, и примерно в 2008 году предложение в узкой нише начало резко расти — в основном благодаря тем, кто знаком с проблемой на собственном опыте.

Специализированные магазины стали появляться не только в крупных городах, но и в провинции. Ориентируются производители (как правило, это мастерские или небольшие фабрики) на нижнюю границу среднего сегмента. Выше нет смысла — человеку проще заказать индивидуальный пошив, а ниже невозможно из-за высокой себестоимости (пара нестандартной обуви в рознице стоит в среднем 3000 рублей) и малой серийности. Чуть дороже импорт из Германии, стран Балтии и Китая.

Санкт-петербургская фабрика нестандартной обуви «Меркурий» в месяц продает до 3000 пар обуви. Ежемесячный оборот — до 4 млн рублей.

История проекта

Нестандартные клиенты стали стандартом для фабрики «Меркурий» в первую очередь потому, что основатели увидели свободную нишу с практически отсутствующей конкуренцией. «Это производство, с одной стороны, достаточно сложное, а с другой — это слишком мелкий рынок для крупных фабрик. Мелким нишевым проектом им заниматься неинтересно», — говорит партнер ООО «ФНО “Меркурий”» Сергей Щербаков. В производство обуви он пришел еще в 2000 году вместе с другом — сокурсником по Санкт-Петербургскому университету технологии и дизайна. Они открыли маленькую мастерскую, которая занималась единичным изготовлением вполне стандартной обуви. Потом товарищ ушел в другую сферу, а Сергей, хоть и не планировал работать по профессии, продолжил дело.

Маленькой компании среди конвейерных гигантов массового производства выживать довольно сложно: либо нужно иметь базу постоянных клиентов, либо производить что-то очень необычное. Поэтому в 2005 году он нашел новых партнеров — владельцев обувной фабрики, и, перебрав разные нишевые варианты, они решили остановиться на производстве мужской и женской обуви за верхней границей ст