Мобилизация сети

Спецвыпуск
Hi-Tech
«Эксперт» №46 (876) 18 ноября 2013
Число пользователей мобильного интернета в России за последний год увеличилось более чем на половину. Но бизнес пока не до конца понимает его растущую роль в повседневной жизни
Мобилизация сети

«В ресторане был Wi-Fi, поэтому свадьба получилась не очень веселая». Такие шутки имеют под собой достаточно оснований. За последний год число пользователей мобильного интернета в России увеличилось на 54% и сейчас составляет более 21 млн человек. Об этом говорит опубликованное на днях совместное исследование компаний Mail.Ru Group и Nielsen.

Мобильный интернет сейчас есть почти у 30% всех интернет-пользователей, и в ближайшее время этот показатель будет динамично расти. «Рост числа пользователей мобильного интернета — общемировой тренд, — отметил на пресс-конференции Мэтью Хэстер, директор по потребительским исследованиям телеком-группы Nielsen в Европе. — За последние два года рост трафика мобильных данных в Западной Европе вырос на 47 процентов, а в Центральной и Восточной Европе скакнул на целых 83 процента. Правда, в ближайшее время рост будет уже не столь динамичным, однако все же останется значимым: по нашим прогнозам, за ближайшие пять лет мобильный трафик в Европе вырастет на 34–39 процентов».

Смартфон не для разговоров

Причины роста популярности мобильного интернета очевидны: с одной стороны, телеком-операторы предлагают все более быстрый доступ в интернет по все более низкой цене, с другой — растет доступность аппаратных средств, в первую очередь смартфонов.

По данным Nielsen, в развитых странах (в основном в Азии) проникновение смартфонов приближается к 90%. В России же «умные» телефоны с доступом в интернет пока имеются всего у 40% пользователей мобильной связи. Большой потенциал развития рынка смартфонов и в развивающихся странах: например, в Индии и на Филиппинах проникновение смартфонов составляет всего 18 и 15% соответственно (график 1).

Имея расширенные функциональные возможности, смартфон уже давно не используется в первую очередь для голосового общения. Согласно исследованиям Nielsen, в Великобритании, например, в среднем телефон используется 83,5 минуты в день. Из них на звонки тратится менее 7 минут. А в социальных сетях средний англичанин проводит 24,3 минуты.

В России владелец смартфона как минимум один раз в день выходит в интернет. По данным Mail.Ru Group, сегодня самая популярная операция пользователей мобильного интернета — это электронная почта (11%), далее идет просмотр онлайн-изданий (10%), общение с помощью SMS и различных мессенджеров (6%, см. график 2).

Что касается портрета пользователя, то в среднем 53% из них мужчины и 63% — молодежь в возрасте до 30 лет. Понятно, что пользователь мобильного интернета проводит в сети не так много времени: если четверть пользователей интернета с настольных компьютеров «сидят» в сети в среднем более часа в день, то около половины пользователей мобильного интернета — до 20 минут (график 3).

Есть интересные данные и о времени пользования мобильным интернетом: как ни странно, но пик выходов в интернет через мобильные устройства приходится не на обеденное время и не на время, когда люди обычно едут на работу, а на поздний вечер — между 22:00 и 24:00. «В это время люди обычно находят