Кредитные фабрики — дело будущего

Русский бизнес
Банки
«Эксперт» №50 (880) 16 декабря 2013
На рынок кредитования малого и среднего бизнеса в 2014 году окажет сильное давление замедление экономики. Добавить динамики портфелю МСБ способна реализация беспрецедентных по масштабу государственных мер
Кредитные фабрики — дело будущего

По итогам девяти месяцев 2013 года портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) вырос на 16,9% по отношению к сопоставимому периоду прошлого года. Однако если раньше локомотивом роста были крупные банки с их так называемыми кредитными фабриками, то сейчас инициатива перешла к небольшим кредитным организациям. С начала года они показали рост портфеля на 17,2% против 10,3% у крупных банков.

В 2014 году сильное давление на рынок окажет продолжение замедления кредитных фабрик на фоне негативных процессов в экономике. Однако реализация заявленных государством мер по поддержке кредитования МСБ способна прибавить к темпам прироста рынка 2–3%. Для повышения доступности кредитов для предприятий МСБ предполагается создать федеральный гарантийный фонд, использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и применять механизмы секьюритизации банковских кредитов МСБ.

Ситуацию в этом чувствительном сегменте кредитного рынка и тенденции его развития в будущем году мы обсудили с директором департамента кредитования малого и среднего бизнеса банка «Петрокоммерц» Виктором Окопным.

— Что произошло на рынке кредитования малого и среднего бизнеса за девять месяцев этого года?

— На рынке происходят две диаметрально противоположные вещи. Практически все кредитные организации активизировались, в том числе и госбанки, и крупные частные игроки, которые развивают кредитование малого и среднего бизнеса. Даже те небольшие банки, которые не специализируются на малом и среднем бизнесе, начали усиленно работать в этом направлении. Но, несмотря на все это, объем рынка не увеличился. Это может означать, что банки сейчас, по сути, переманивают клиентов друг у друга за счет демпинга или предоставления каких-то сопутствующих услуг. Совокупный объем рынка повторяет тенденцию прошлого года, то есть говорить о каком-то стремительном росте не приходится.

— Есть ли сейчас проблема со спросом малого бизнеса на кредитные ресурсы? Как он изменился в 2013 году?

— На мой взгляд, малый бизнес — это индикатор макроэкономических показателей. И спрос здесь однозначно сворачивается. Сейчас предприниматели берут кредиты для двух целей. Первая — рефинансирование обязательств, которые они брали в 2010–2012 годах, когда экономика была на подъеме и объем выручки рос. Сейчас объем выручки падает, и предприятия не выдерживают кредитную нагрузку. Вторая цель — пополнение оборотных средств. Бизнес столкнулся с их дефицитом на фоне проблем с выручкой.

— И каково сейчас настроение у малого бизнеса?

— Очень напряженное. Потому что выручка падает практически во всех сегментах. Очень сильно пострадали грузоперевозчики, производственники. На текущий момент падение выручки по отношению к началу года, по нашим наблюдениям, составило 15–20 процентов.

— Какая из отраслей МСБ будет предъявлять в следующем году наибольший спрос на заемные средства?

— Розничная торговля. Так же, как и раньше. Этот сегмент наименее подвержен влиянию макроэкономики. Пока люди ходят мимо твоего магазинчика и покупают продук