Эсперанто международных сравнений

Макроэкономика и институты
Статистика
«Эксперт» №3 (882) 13 января 2014
Свежие данные расчетов паритета покупательной способности валют позволяют уточнить место экономики России в СНГ и в мире, а также корректно оценить норму накопления в отечественном хозяйстве: она существенно ниже, чем в развитых странах
Эсперанто международных сравнений

В декабре минувшего года Статкомитет СНГ опубликовал краткие итоги очередного трехлетнего цикла расчетов для международных сопоставлений — по данным за 2011 год. Результаты дают основу для интересного анализа. Например, пересчет ВВП стран в рубли по паритету покупательной способности (ППС) валют подтверждает, что в России производится практически три четверти общего ВВП стран СНГ. Около 9% в 2011 году приходилось на долю Украины, около 8% — на долю Казахстана.

Важнейшая характеристика экономического состояния страны — ВВП на душу населения. Среди стран СНГ Россия занимает первое место по этому показателю. В 2011 году он составил 390,3 тыс. руб./чел., в Таджикистане (в пересчете по ППС) — в десять раз меньше, 38,9 тыс. руб./чел. При этом немалый интерес представляет динамика этого показателя относительно 2005 года. Наибольший скачок совершил Азербайджан: если в 2005 году его ВВП на душу населения составлял менее 50% среднего уровня по сопоставляемым странам, то в 2011-м он превысил 90%, практически сравнявшись с ВВП на душу населения в Белоруссии (см. график 1).

Активное экономическое развитие Казахстана в этот период также обеспечило существенный рост ВВП на душу населения — до 117% по сравнению со средним уровнем. Это укрепило позиции Казахстана, уступающего лишь России, где данный показатель составляет 127%.

Войти в пятерку

Одним из центральных вопросов, ответить на который позволяет анализ данных о паритете покупательной способности валют, является вопрос о месте, которое занимает в мире та или иная страна по масштабам своей экономики. В связи с тем что итоги Глобального раунда сопоставлений по данным 2011 года (см. «Кто и как считает ППС») будут опубликованы не ранее марта 2014 года, о месте России пока можно говорить лишь в форме предварительной оценки.

По расчетам МВФ, Россия вышла на шестое место в мире по объему валового внутреннего продукта уже в 2008 году. Правда, необходимо отметить: превосходство над тесной группой ближайших конкурентов — Бразилией, Великобританией и Францией — весьма незначительное, практически сопоставимое с погрешностью расчетов. Корректные выводы можно будет сделать на основе итогов Глобального раунда. Предварительный анализ опубликованных кратких результатов сопоставлений дает основания считать, что Россия остается шестой экономикой мира, уступая США, Китаю, Индии, Японии и Германии (см. график 2). Как скоро удастся обойти следующего ближайшего конкурента, Германию, будет зависеть от соотношения темпов роста каждой из стран. По предварительным экспертным оценкам, реальный прирост ВВП России в 2010–2013 годах в среднем составлял 3,4% в год, Германии — 2%.

Ожидаемые итоги Глобального раунда могут внести коррективы в приведенные косвенные расчеты, например в соотношение между Индией и Японией, между Россией и Бразилией и др. Получаемые на основе реальных обследований данные о ППС валют именно потому так ценны, что обосновывают точность, которую невозможно обеспечить путем косвенных расчетов. Все предварительные оцен

Паритет покупательной способности — соотношение валют, которое обеспечивает равенство оценок эквивалентного набора товаров и услуг, исчисленных в соответствующих национальных ценах и валютах. Это важнейший инструмент международных сопоставлений. Он позволяет привести национальные макроэкономические показатели к единому измерению, а также обеспечивает корректный учет различий в структуре цен, действующих в каждой из сопоставляемых экономик. ППС валют используется ведущими международными организациями (ООН, МВФ, Евросоюз и др.) в официальных расчетах страновых взносов, квот и проч. В результате определяются суммы, которые страна обязана платить в международные организации или на которые может претендовать в рамках общего бюджета.