Хиты сезона: мультиварка, весы, смартфон

Русский бизнес
Потребительский обзор
Российский потребительский рынок сползает в стагнацию. В минувшем году, после небольшого послекризисного оживления в 2010–2012-м, динамика продаж снижалась практически на всех рынках
Хиты сезона: мультиварка, весы, смартфон

В конце прошлого года исследовательские компании обнародовали свои оценки потребительских настроений, в большинстве своем если не панических, то глубоко пессимистических, с «отрицательным знаком». Наш собственный анализ показывает, что на потребительском рынке действительно наступает по нашим меркам стагнация и ожидать двузначных темпов роста уже не приходится. Но есть некоторые звоночки, позволяющие предполагать, что быстро мы не сдадимся. Например, низкий спрос на самые дешевые автомобили по сравнению со спросом на более дорогие и комфортные, или невероятный рост продаж смартфонов и планшетов, или очевидный рост продаж дорогой «здоровой» еды и встраиваемой техники. И речь идет не только о платежеспособном столичном рынке, но и о регионах. Возможно, отчасти эти капризы подкреплены развитым потребительским кредитованием и со временем наша стагнация уже будет больше походить на американскую или европейскую, но пока, по нашему мнению и по мнению многих предпринимателей, возможности для развития бизнеса на потребительском рынке у нас есть.

Посмотрим, как складывалась ситуация в отдельных рыночных сегментах и отраслях в течение года.

Упрощение до предела

2011–2012 годы были временем посткризисного восстановления российского рынка новостроек: цены и объемы продаж квартир на нем устойчиво росли. Однако в 2013 году тренд начал разворачиваться в сторону стагнации. Ситуация стала нестабильной: во многих городах в отдельные месяцы цены падали, да и продажи были меньше, чем в 2012 году.

В столичном регионе стагнация менее заметна. 2013 год, как и предыдущий, был достаточно успешным для застройщиков жилья. По крайней мере, крупные девелоперы не испытывали особых проблем с продажами: в некоторых домах компании-лидеры продавали до 150–200 квартир в месяц. Однако неприятный звоночек прозвучал и здесь: жилье перестало дорожать. В Москве цены на квартиры выросли на 2–3%, то есть меньше инфляции. В Подмосковье новостройки в среднем вообще не подорожали. Во многом это связано с затоваренностью рынка: в 2011–2012 годах около столицы было начато очень много новых проектов. В отдельных подмосковных городах (например, в Балашихе) из-за затоваривания рынка и плохой транспортной доступности наблюдалось даже снижение цены на 3–4%.

Главным продуктом на рынке новостроек остаются квартиры экономкласса. Спрос населения сконцентрирован в самом дешевом сегменте, для покупателя основной критерий при выборе недвижимости — цена квартиры. «Рынок крайне эластичен к фактору цены. Если мы поднимаем цену на три-четыре тысячи рублей за квадратный метр, то есть всего на десять процентов, то продажи обваливаются драматически», — говорит застройщик, реализующий крупный проект в 80 км от Москвы.

Двигаясь за спросом, застройщики максимально снижают стоимость своего продукта. Для этого обычно делается несколько ходов. Первый — снижение себестоимости и отказ от излишеств. Этот резерв в регионах практически исчерпан: без инвестиций в новые технологии снижение себестоимости вряд ли возможно, сам