Бизнес на штрафах

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №4 (883) 20 января 2014
Дайте совет: На что делаете ставку? - Концентрируемся на одной функции. Проповедуем подход бережливого стартапа и отдаем экспериментам приоритет перед планированием.
Бизнес на штрафах

сфера деятельности: интернет-сервис

стартовые вложения: ноябрь 2010 г. - 65 000 руб

«Захотелось сделать какой-нибудь сервис в интернете. Все делали — мы тоже решили. Огляделись. Нашли, какую сферу стоит улучшить», — вспоминает молодой предприниматель из Татарстана Василь Закиев. Вместе с двумя партнерами в начале 2011 года он организовал «сервис для автоматического информирования о штрафах ГИБДД с возможностью сразу же, в два клика мышки, их уплатить» — ООО «Узнать штрафы.ру». На старте охватили несколько регионов. Работать в полную силу фактически начали с апреля 2013 года — когда вслед за развитием официальной базы штрафов ГИБДД покрыли все регионы России.

Зарегистрированных пользователей у проекта на январь 2014-го 1,3 млн. Впрочем, эта цифра не влияет на доходы компании — стартап зарабатывает на комиссии за уплаченные с его помощью штрафы. Она составляет от 5 до 20% и зависит от перечисляемой суммы. Оборот с апреля 2013 года достигает почти 1 млн долларов в месяц. И это при том, что автомобилисты могут беспрепятственно узнать о своих штрафах на сайте госуслуг и уплатить их через терминалы, банкоматы и сайты банков, зачастую без комиссии.

История проблемы

В 2008 году взаимоотношения автолюбителей и Госавтоинспекции начали упорядочивать — в первую очередь изменив цвет потока денег с «серого» (текшего в карманы представителей инспекции) на «белый», идущий в бюджет. Тогда же вступили в силу положения закона, предусматривающие использование средств фото- и видеофиксации. На перекрестках и магистралях появились камеры, а в почтовые ящики автовладельцев посыпались десятки тысяч «писем счастья», еще больше усложнив работу «Почты России». Примерно тогда же выросли суммы штрафов и ужесточились методы борьбы с неплательщиками. Однако такие меры нарушителей не остановили. В 2013 году в Москве под бездушное око сотен видеокамер угодили порядка 32 млн автовладельцев. В общем объеме штрафов ГИБДД это примерно 90–95%.

Вариантов узнать о начисленных штрафах несколько: непосредственно получив постановление от сотрудника ГАИ, с видеокамер — для этого приходится регулярно мониторить сайт ГИБДД, госуслуг или ряд других, пользующихся, впрочем, единой базой. Еще можно дождаться письма с фотографией автомобиля, фиксирующей нарушение, — проблема в том, что мало кто живет по месту постоянной регистрации, куда оно приходит. А счетчик уже включен.

С мая 2013 года срок уплаты штрафа составляет 60 дней. Среди вариантов наказания за просрочку — арест на 15 суток, уплата штрафа в двукратном размере либо 50 часов исправительных работ (кстати, примерно 60% людей не платят штрафы вовремя). Самый неприятный сюрприз — узнать о наличии штрафа в момент выезда за границу. Может выясниться, что из-за несвоевременной уплаты набегает несколько тысяч, а то и десятков тысяч рублей. Хранить квитанцию об уплате, кстати, лучше два года — в течение этого времени может нагрянуть с проверкой инспектор. После истекает срок давности.

Это то, что получается при общении автовладельца напрямую