Изгнание иностранцев

Русский бизнес
«Эксперт» №4 (883) 20 января 2014
Изгнание иностранцев

РЖД запретила погрузку в России вагонов, принадлежащих иностранным государствам пространства 1520, то есть преимущественно странам СНГ и Прибалтики. Пока говорится, что это временная мера.

В железнодорожной монополии оправдывают решение необходимостью снижения издержек. Действительно, за пользование инвентарным парком иностранных железных дорог приходится платить. Размер платежей зависит от сроков пребывания вагона на территории России, каждый лишний день пребывания, включая время погрузки, эти суммы увеличивает. Но если прибывший из других стран парк не будет тратить время на обратную погрузку и прямиком отправится назад, РЖД сможет сократить платежи.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук оценивает эти расходы в 3–4 млрд рублей в год. Кроме того, иностранный парк берет на себя часть грузооборота. (По словам Савчука, объем обратной погрузки составляет 42–43 млн тонн, то есть порядка 2% общей погрузки РЖД.)

Минимизировав эти издержки, РЖД сможет поддержать отечественных операторов.

Напомним, что в марте 2013 года аналогичное решение приняли железные дороги Казахстана. Изначально там речь шла о полном запрете на использование иностранного вагонного парка с целью поддержки собственных, казахстанских, операторов. Однако после конфликта с российской стороной дело кончилось только запретом на погрузку.

Для РЖД оптимизация издержек — вопрос назревший. По итогам 2013 года погрузки на российских железных дорогах упали на 2,8% (притом что 2012 год для компании тоже выдался отнюдь не блестящим); грузооборот в прошлом году сократился на 1,2%. Парк порожних вагонов в России оценивается монополией в 200 тыс. единиц (из 1,2 млн единиц общего грузового вагонного парка страны) и продолжает расти.

Более того, в связи с заморозкой тарифов, как отметил глава компании Владимир Якунин, РЖД в этом году предстоит оптимизировать издержки на 84 млрд рублей.

В 2013-м компании уже пришлось пойти на широкое, 13% штата, использование неполной занятости своих сотрудников, сэкономив таким образом 3,8 млрд рублей. В нынешнем году эту практику планируется сохранить. Так что есть все основания предполагать, что и «временная» мера запрета на погрузку в таких неблагоприятных условиях окажется постоянной.