Москва, 05.12.2016

Лень — двигатель прогресса

Русский бизнес / Телекоммуникации Современный телезритель слишком ленив, чтобы самому искать телепрограммы в сети. Именно поэтому в России продолжит развиваться традиционное телевидение. И никакой интернет его не убьет
Фото: РИА Новости
  1. Скверное стечение обстоятельств
    Редакционная статья
  2. Рубль пошел по наклонной
    Резкое удорожание доллара и евро вызвано в основном событиями на внешних финансовых рынках, так что коррекция курса рубля в самое ближайшее время вполне вероятна. Но в длительной перспективе российская валюта будет обесцениваться: слабеющий платежный баланс и стагнирующая экономика потянут его вниз
  1. Скверное стечение обстоятельств
    Редакционная статья
  2. Рубль пошел по наклонной
    Резкое удорожание доллара и евро вызвано в основном событиями на внешних финансовых рынках, так что коррекция курса рубля в самое ближайшее время вполне вероятна. Но в длительной перспективе российская валюта будет обесцениваться: слабеющий платежный баланс и стагнирующая экономика потянут его вниз

Интернет скоро убьет рынок платного телевидения — такое мнение еще недавно было широко распространенным. Однако слухи о скорой гибели платного телевидения оказались слишком преувеличены. Это продемонстрировала завершившаяся на прошлой неделе в Москве главная российская телевизионная выставка CSTB-2014.

«Платное телевидение в России активно развивается и охватывает все больше пользователей», — заявил на открытии выставки президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин.

Согласно исследованию консалтингового агентства iKS-Consulting, по итогам прошлого года абонентская база платного телевидения в России увеличилась на 9%, и теперь за просмотр телепрограмм у нас платят 33,6 млн домохозяйств — это более 60% из 55,6 млн всех российских домохозяйств. Впрочем, такой прирост одновременно говорит и о замедлении развития рынка: в 2012 году число абонентов платного телевидения в России увеличилось на 17%, а в 2010-м и в 2011-м прирост достигал соответственно 23 и 21% (см. график 1).

Более оптимистично выглядит динамика развития рынка в деньгах: по итогам прошлого года россияне в общей сложности выложили за телепросмотр 46,1 млрд рублей, что на 17% больше, чем годом ранее. При этом и здесь есть замедление, однако не такое серьезное — в два предыдущих года прирост составлял 19 и 20% (см. график 2).

Многоукладное устройство рынка

В 2012 году на рынке платного ТВ продолжалась консолидация. Сейчас по числу зрителей около двух третей всего рынка принадлежит пяти крупнейшим компаниям: «Триколор», «Ростелеком», МТС, «ЭР-Телеком», «Орион-Экспресс» (см. график 3). При этом на рынке сосуществуют и одновременно развиваются три ключевые технологии, каждая из которых имеет свою устойчивую абонентскую базу.

«В России сложилось многоукладное телевещание, — отметил на выставке CSTB заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. — У нас есть бесплатное эфирное телевещание, спутниковое, кабельное телевидение, а также IPTV (использующее самую передовую передачу сигнала по интернет-протоколу. — “Эксперт”). И каждая из этих технологий имеет свои преимущества».

Самым большим сегментом платного ТВ в России остается кабельное телевидение — 17,4 млн абонентов. (Правда, в прошлом году развитие его абонентской базы серьезно затормозилось: прирост составил всего 1%; см. таблицу.) Исторически у нас именно кабельное телевидение было ключевым. Однако нередко здесь еще используются устаревшие технологии, в частности во многих сетях передается устаревший аналоговый тип сигнала. Сейчас кабельщики активно модернизируют свои сети и переводят вещание на современный цифровой формат. Этим наблюдатели объясняют снижение темпов строительства новых кабельных сетей.

Второй по значимости сегмент — спутниковое телевидение — более существенно нарастил свою абонентскую базу: на 19%, до 12,9 млн абонентов. Понятно, что спутниковое ТВ имеет особые преимущества именно в России с ее большой территорией и трудностями прокладки кабельных сетей за пределами крупных гор

Рост платного телевидения по числу абонентов замедлился, но продолжается
В денежном измерении рост рынка платного ТВ более значителен
Крупнейшие операторы платного ТВ в России

Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт