Хороший может стать плохим

Наука и технологии
Москва, 10.02.2014
«Эксперт» №7 (886)

Фото: РИА Новости

Известно, что холестерин причастен к развитию атеросклероза и риску таких сердечно-сосудистых заболеваний, как инфаркт и инсульт. Однако холестерин — это неотъемлемый элемент, в частности, наших клеточных мембран. Он участвует также в синтезе некоторых гормонов, то есть является необходимым организму веществом.

Проблема в том, сколько в нем холестерина и в каком виде он присутствует. Дело в том, что в нашем организме есть так называемый плохой холестерин — это липопротеины низкой плотности (ЛПНП) и хороший — липопротеины высокой плотности (ЛПВП). У них прямо противоположные функции. ЛПНП несут холестерин из печени, где он в основном и вырабатывается, к периферийным тканям; ЛПВП, напротив, доставляют холестерин от периферийных тканей в печень на переработку. В липопротеинах холестерин связан с белками. В ЛПНП холестерин, освобождаясь от белков, выпадает в виде кристаллов, что способствует образованию атеросклеротических бляшек. В ЛПВП холестерин не выпадает в осадок. И «хорошие» липопротеины подбирают лишний холестерин из сосудов, чтобы отправить его на переработку и вывести из организма. Всегда считалось, что нужно добавлять в организм «хорошие» липопротеины, если вдруг наблюдается серьезный беспредел со стороны «плохого» холестерина. Однако медики стали отмечать, что такое лечение не позволяет добиться хороших результатов.

Ученые из Кливлендской клиники (штат Огайо) решили выяснить, почему. Известный специалист — руководитель Центра сердечно-сосудистой диагностики этой клиники и автор многих работ, посвященных данной проблеме, Стэнли Хейзен опубликовал в журнале Nature Medicine результаты исследований, проводившихся в клинике на протяжении пяти лет. Одним из основных белков «хороших» липопротеинов является аполипопротеин A1. Он помогает «соскребать» холестерин со стенок сосудов, упаковывать его в ЛПВП и выводить из сосудов. Выяснилось, что при уже начавшемся атеросклерозе большая часть этого белка окисляется специфическим ферментом. При этом окислившийся белок провоцирует воспаление в стенках сосуда, что приводит к образованию бляшек. Исследователи выяснили, что среди кардиологических больных состояние хуже всего было как раз у тех, у кого наблюдался высокий уровень этого окислившегося белка. Ученые решили, что этот показатель очень важен для диагностики состояния пациентов, и предложили соответствующий тест. Он позволяет отслеживать течение болезни и то, как она поддается лечению. Это также повлияло на изменение стандартов лечения. Теперь стало понятно, что не следует подкидывать организму «хороший» холестерин в случае атеросклероза.

№7 (886) 10 февраля 2014
    Олимпиада в Сочи
    Давно такого не было

Несмотря на непростое социально-экономическое положение Россия способна решать самые амбициозные задачи. В этом главный вывод, который позволяют сделать итоги работы по подготовке зимних Олимпийских игр-2014.

Потребление