Иранские сказки

Политика
Москва, 10.02.2014
«Эксперт» №7 (886)
Легализация Ирана на международной арене означает для России не только большие возможности, но и серьезные вызовы. Чтобы не растерять полученные преимущества, Москва должна правильно использовать все последствия усиления Исламской Республики

Фото: РИА Новости

Россия часто становилась едва ли не единственной страной, упрямо противостоящей идее нанесения удара по Ирану и введения против него различных санкций, но ее отношения с Ираном нельзя назвать простыми и безоблачными. Целый ряд причин, включая санкции, отсутствие государственной защиты и непонятный для россиян процесс принятия решений в Иране, привел к тому, что нашим компаниям до сих пор не удалось закрепиться на иранском рынке. И сейчас на фоне выхода Ирана из изоляции у российских экспертов и политиков нет единого мнения о том, что это принесет России. Некоторые предвкушают возможное превращение иранского рынка в Клондайк для российских компаний. Другие предупреждают, что постсанкционный Иран может стать чуть ли не противником России, не только ограничивающим деятельность российских компаний на своем рынке, но и способным ответить на политику сдерживания дестабилизацией Северного Кавказа. На самом же деле перспективы российской внешней политики и бизнес-проектов на Ближнем Востоке во многом зависят от того, насколько трезво Москва будет оценивать свои интересы и возможности.

Нам не нужен халифат

Прежде чем говорить о последствиях вывода Ирана из изоляции для России, надо понять, какие были альтернативы. По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, оптимальным вариантом для России было бы сохранение статус-кво, который существовал до начала американо-иранского мирного процесса. С одной стороны, в той ситуации мы оставались для Ирана фактически безальтернативным партнером и одним из двух крупных иностранных союзников, а с другой — Иран был серьезно ограничен в проведении «наступательной» экономической политики и дипломатии. Однако проблема в том, что подобный статус-кво был крайне нестабильной промежуточной ситуацией, и развитие отношений могло бы свалиться в две очень невыгодные для России крайности.

Первая — смена режима. Что бы ни говорили официальные лица в Тегеране, санкции и введенное Западом нефтяное эмбарго стали весьма тяжелым ударом для иранской экономики. Поиски «серых» путей экспорта углеводородов (вплоть до разрешения частным лицам покупать у государства нефть и вывозить ее своими силами) не помогали: экономика страны стремительно стагнировала, инфляция быстро росла, и городское население (привыкшее жить неплохо) нищало. И далеко не все иранцы винили в этом США и их санкции — некоторые считали, что к санкциям привела негибкая позиция тогдашнего президента Махмуда Ахмадинежада и верховного аятоллы (рахбара) Али Хаменеи. Некоторые даже говорили, что режим Исламской Республики изжил себя. Свое недовольство иранцы выразили на президентских выборах, проигнорировав «фаворитов» рахбара и избрав президентом умеренного политика Хасана Роухани. И аналитики не исключали, что в случае продления санкций Запада и продолжения негибкой политики Ирана в стране могла произойти новая революция. И оба возможных варианта — «оранжевая» революция или приход к власти более радикальных элит, которые за

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (886) 10 февраля 2014
    Олимпиада в Сочи
    Содержание:
    Давно такого не было

    Несмотря на непростое социально-экономическое положение Россия способна решать самые амбициозные задачи. В этом главный вывод, который позволяют сделать итоги работы по подготовке зимних Олимпийских игр-2014.

    Потребление
    Реклама