Курс на повышение

Русский бизнес
Москва, 10.02.2014
«Эксперт» №7 (886)
Девальвация рубля окажет негативное влияние практически на все потребительские секторы экономики. Предпринимателям придется выбирать между сохранением маржи и покупательской активностью

Рисунок: Сергей Жегло

«Уважаемые клиенты! С 1 февраля у нас вводятся новые цены» — объявления подобного рода встретили россиян в конце января в самых разных местах — клиниках, химчистках, парикмахерских, а ценники в магазинах переклеили без всяких объявлений. «Доллар вырос — а вы чего ожидали?» — подобной ремаркой сегодня можно оправдать любое повышение цены. На нее ссылаются даже те предприниматели, чей продукт на первый взгляд никак не связан с валютными расходами, — например, производители зерна или владельцы недвижимости, арендодатели. «Эксперт» попытался разобраться, какое влияние девальвация рубля окажет на разные потребительские секторы.

Услуги и промтовары дорожают первыми

«Мы держали цены на свои услуги стабильными пять лет, поскольку я считаю, что это один из факторов, формирующих благожелательное отношение клиентов, — рассказывает владелец компании “Химчистка № 1” Алексей Серов. — Но сегодня, после столь резкого скачка валютного курса, мы впервые задумались о повышении своих расценок. У нас много расходов, завязанных на валюту: оборудование, за которое мы продолжаем расплачиваться, расходные материалы — все из Европы. Заменить их на российскую продукцию нереально, мы пытались и раньше покупать местную химию, рассматривали возможность приобретения местных стиральных машин, но их потребительские свойства нас не устроили. К тому же плата за аренду наших площадей привязана к валюте, как ни странно».

Это объяснение применимо практически ко всем сферам услуг — сервисные компании зачастую используют импортные расходные материалы и оборудование, арендные договоры в Москве и других крупных городах традиционно привязаны к валютному курсу. Впрочем, темпы роста цен на их услуги будут обусловлены не только возросшими расходами, но и нынешней конкурентной ситуацией. Так, в «Химчистке № 1» отмечали, что спрос на их услуги до сих пор увеличивался на 30% в год и сегодня они готовы пожертвовать темпами роста в пользу маржи. А вот Вадим Вишняков, финансовый директор клиники ОАО «Медицина», говорит, что рынок платных медицинских услуг близок к стагнации, поэтому возможностей для повышения цен немного: «Мы провели в начале месяца повышение, связанное с инфляционными потерями, и теперь возможностей для нового повышения почти не осталось. Хотя на отдельные виды услуг цены, очевидно, придется еще раз поднять — так, ряд операций у нас проводится иностранными специалистами, их контракты привязаны к валютному курсу. А вот в стоматологии, например, где также высока доля импортного оборудования и расходных материалов, возможностей для повышения цен практически нет: в этом сегменте очень высока конкуренция».

Производители и продавцы промышленных товаров также вынуждены делать выбор между маржей и активностью потребительского спроса, и все чаще выбор этот делается в пользу маржи. «Ежегодно в январе мы проводим коррекцию своих отпускных цен из-за инфляционных процессов, — рассказывает Игорь Романов, маркетолог компании “Ярославские краски”. — Сейчас мы столкнулись с необходимостью снова п

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (886) 10 февраля 2014
    Олимпиада в Сочи
    Содержание:
    Давно такого не было

    Несмотря на непростое социально-экономическое положение Россия способна решать самые амбициозные задачи. В этом главный вывод, который позволяют сделать итоги работы по подготовке зимних Олимпийских игр-2014.

    Потребление
    Реклама